БЕСЕРМЯНЕ


БЕСЕРМЯНЕ, бесерман (самоназв.). В Российской Федерации расселены на С.-З. Удмуртии в бассейне р. Чепцы (приток р. Вятки) в пределах Юкаменского, Глазовского, Балезинского, Ярского р-нов, а также в сопредельных р-нах Кировской обл. Числ. (по переписи 1926) составляла 10 034 чел. (в последующих переписях Б. не выделялись и включались в состав удмуртов). Живут среди удмурт., тат., рус. нас. в 41 нас. пункте, где составляют осн. часть. Чисто бесермянских деревень — 10. Язык Б. — наречие удмурт, яз., в фонетике и лексике прослеживается ряд специфич. черт, характерных для тюрк, языков.

Рус. летописные источники 13—15 вв. фиксируют народ под назв. Б. на Волге и в ниж. течении р. Камы, письменные документы 17 в. отмечают Б. в бассейне р. Чепцы, часто называя их «чуваш», позднее за ними окончательно закрепляется этноним Б. Совр. исгорико-этнографич. знание с учётом письменных и полевых источников позволяет предположить, что Б. — это группа юж. удмуртов, испытавшая сильное и длительное тюрк, влияние. В состав Б., возможно, влилась какая-то раннетюрк. группа, родственная чувашам. В формировании В., очевидно, существенную роль сыграл религ. фактор: в Волж. Булгарии часть южноудм. нас. приняла ислам и стала осознавать себя как нечто отличное от удм. этноса и постепенно получила название «бесермян» (возможно, восходящее к «мусульман»). После падения Волж. Булгарии Б. бежали от мон-голо-татар в глухие вятские леса и оказались в бассейне р. Чепцы и с тех пор живут среди сев. удмуртов, но сохранили свою южноудм. речь. Группа Б. тогда была немногочисленной. По учету 1678 было 4 бессермянских деревни, насчитывавшие 73 двора и 337 чел. муж. пола, а учет 1717 отмечал 18 деревень со 100 дворами и 432 Б. муж. пола. Начался процесс расселения Б., они смешивались с татарами, удмуртами, частично ассимилировались.

Бесермянка в традиционном костюме.

Осн. традиц. занятие Б. — пашенное земледелие, возделывали озимую рожь, ячмень, овес, лён, коноплю. Для нужд семьи выращивали репу, морковь, капусту, огурцы, брюкву. Наиболее распространённые с.-х. орудия — двуральная соха, борона. Заметную роль играло жив-во, до нач. 20 в. свиней не разводили. Занимались бортничеством. Были распространены отхожие промыслы в основном на с.-х. работы, извоз. Кустарная пром-сть особого развития не получила.

Основным соц. институтом сел. Б. вплоть до 30-х гг. 20 в. была соседская община: простая — объединявшая жит. одного поселения, и сложная, включавшая несколько малых деревень. Встречались этнически смешанные общины. Сохранялись формы соседской и родственной взаимопомощи (веме). До перв. четв. 20 в. у Б. наряду с малой семьёй существовали большие неразделённые семьи. Раздел порой носил формальный характер — строили отдельные избы для малых семей на одном дворе, сохраняя при том единое хоз-во во главе со старшим мужчиной — отцом. Женщина в семье пользовалась хоз. самостоятельностью, её собственностью являлось приданое (включая скот). Межэтнические браки были редки, очевидно, из-за особенностей верований, быта, обрядов. Разделение больших семей широко распространяется с началом коллективизации. Совр. Б. живут малыми семьями, часто встречаются смешанные браки.

Молодуха в головном платке (сюлык) и девушка.

Традиц. типы поселений Б. — деревни и починки уличной планировки, располагались на возвышенности вблизи рек. Жилище — срубная бревенчатая изба (корка) с двускатной крышей, холодными сенями, с крытым крыльцом. Характерная надворная постройка — двухэтажный, реже одноэтажный бревенчатый амбар (кенос) с крытой галереей. На первом этаже хранили продукты, утварь, на втором — одежду, предметы женского рукоделия, кенос летом служил местом для сна. Усадьба включала двор для скота, хлев, баню, культовое сооружение (вей кись-кан KCIIOC, куала). Планировка П-образная. Из декоративных украшений жилища преобладают резные оконные наличники, резьба на воротах.

Планировка избы близка удмуртской. Печь ставится вдоль левой стены устьем к окну. Пространство перед печью (гур асьпал) и часть избы (кошно пал) отделены перегородкой — жен. половина; в правом переднем углу иногда встречается божница; вдоль передней и боковой стен помещались лавки, которые использовались и как место для спанья; в переднем углу стол. Часть пространства около печи занимают полати. Традиц. планировка встречается широко и в настоящее время.

Основа традиц. жен. костюма Б. — рубаха из холста туникообразного покроя (дерем), богато украшенная нагрудной и нарукавной сложной вышивкой, тесьмой, с широкой оборкой на подоле. В вышивке преобладали красные, синие, оранжевые цвета с вкраплением зелёного, жёлтого; чёрный служил для выделения контура. В поздних вариантах вышивка заменена аппликацией из разноцветного ситца, тесьмы. Носили штаны с широким шагом длиной до щиколоток. Верхняя распашная одежда в виде халата (зоббн, шорт дором). Обязательной частью одежды был передник без нагрудника (с нагрудником носили только пожилые женщины). Для женского костюма характерны нагрудные украшения (кирос кал, качек), шейные (лага), чересплечные (камали) из раковин каури, коралла, бисера, монет; браслеты (поскес), кольца (зундэс). Девичий головной убор (такья) — небольшая остроконечная шапочка украшена раковинами каури, монетами, бисером; в затылочной части пришита узкая длинная тесьма, которая заправляется под фартук. Сюлык — головное покрывало невесты из красной ткани, обшито тесьмой с длинными кистями, закрывающими лицо. Сюлык с молодухи снимают женщины-родственницы с рождением первого ребёнка, сопровождается обрядом (сюлык луш-кан). Жен. головной убор состоит из нескольких частей: кышен — головное полотенце из тонкого белого холста; кашпу — шлемообразная шапочка, украшенная монетами, бисером. Сверху одевается ситцевый, атласный или кашемировый платок, сложенный прямоугольником и перевязанный на затылке узлом, закрывает спину и заправляется под фартук (чблтон кбшет). В жен. одежде Б. выделяются чуваш, элементы.

Муж. костюм 19 — нач. 20 вв. утратил этнич. специфику, имел много общего с рус. и удм. одеждой из домотканой пестряди и сукна. Штаны, рубаха-косоворотка, украшенная вышивкой на груди и подоле; пояс, валяная шляпа. Верхняя одежда — сукман. Долгое время бытовала среди жрецов длинная белая рубаха, в некоторых случаях в виде распашного халата с обязательным поясом. Обувь — лапти, валенки.

Традиц. пища в основном состояла из продуктов земледелия: хлеб (нянь), пироги и шаньги с разл. начинкой, каши, супы. Мясо считалось праздничным блюдом; готовили пельмени, перепечи (пресные ватрушки с мясом), пуштй (мясной суп с взбитым яйцом), курлой (колбаса из конины), пироги с кониной. Свинина была табуирована вплоть до нач. 20 в. (согласно мусульм. верованиям), больше использовались конина и мясо птицы. И сегодня в ритуальную пищу Б. свинину стараются не включать. Напитки — квас (сюкась), брага, пиво (сур), кумышка.

В фольклорной традиции развита обрядовая поэзия: календарные и семейно-бытовые песни, сказки, загадки. Продолжает бытовать традиц. свадьба с рядом элементов: сватовство, выкуп ворот и приданого, одаривание родственников, хождение за водой, развешивание приданого в избе, вручение подарков. Народные праздники приурочены к земледельч. календарю. Многолюдным и гл. праздником года был весенний праздник плуга (акаяшка).

Для религии Б. характерен сложный синкретизм. Б. в 18 в. приняли православие, но сохранили традиц. верования и мусульманство. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.

В последние годы отмечен рост этнич. самосознания Б. Создано «Общество бесермянского народа», выступающее за возрождение Б. как особого этноса, организацию его переписи, развитие его материальной и духовной культуры, традиций, за создание нац.-историч. центра в г. Глазове. В июне 1992 Президиум Верховного Совета Удмуртской Респ. принял постановление «О восстановлении исторического имени бесермянского народа».