МАНСИ


МАНСИ (самоназв. - человек), в о г у л ы (устар. рус.)- Числ. в Рос. Федерации 8,3 тыс. чел. М. - коренное нас. Ханты-Мансийского АО (6,6 тыс. чел., гл. обр. левые притоки Оби), небольшая группа проживает также на С.-В. Свердловской обл. Объединяются с хантами под назв. обские угры. Язык - мансийский, лит. яз. на основе ср.-сосьвинского (сев. группа) диалекта. Родным яз. считают 3,1 тыс. чел. Верующие - православные.

Выделяются этнографич. группы М.: сев. с сосьвинским и верхнелозьвинским диалектами; юж., или тавдинская; вост. с кондинским диалектом; зап. с пелым-ским, вагильским, среднелозьвинским и нижнелозьвинским диалектами. Яз. и традиц. культура в настоящее время сохраняются лишь у сев. (сосьвинско-ляпинских) и вост. (кондинских) М.

М. как этнос сложились в результате слияния племён уральской неолитич. культуры и угорских и индоевроп. (индо-иранских) племён, двигавшихся во 2-1-м тыс. до н. э. с Ю. через степи и лесостепи Зап. Сибири и Сев. Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таёжных охотников и рыболовов и степных кочевников-скотоводов) в культуре М. сохраняется и поныне, наиб, ярко проявляется в культе коня и небесного всадника - Мир сусне хума. Первоначально М. были расселены на Юж. Урале и его зап. склонах, но под влиянием колонизации коми и русских (11-14 вв.) переселились в Зауралье. Все группы М. в значит, степени смешаны. В их культуре можно выделить элементы, свидетельствующие о контактах с ненцами, коми, татарами, башкирами и др. Особенно тесными были контакты между сев. группами хантов и М.

Контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, с 11 в. После присоединения Сибири к России в кон. 16 в. усилилась рус. колонизация, к кон. 17 в. числ. русских превышала числ. коренного нас. М. постепенно переселялись на С. и В., часть их была ассимилирована. В 18 в. были формально обращены в христианство. В 1923 терр. М. вошла в Тобольский адм. окр. Уральской обл. В 1930 был образован Остяко-Вогульский (с 1940 - Ханты-Мансийский) нац. (с 1977. - автономный) окр. Коллективизация 1930-х гг., особенно кампания 1950- 60-х гг. по укрупнению посёлков М. сильно отразились на состоянии их нац. культуры.

Социальная организация М. - сложная и дискуссионная проблема. В 17-19 вв. осн. ячейками мансийск. общества были семья и посёлок (юрта). Семьи были большими и малыми. Брак патри-локальный, при разводах дети оставались с отцом. Наряду с этим существовали элементы пережиточной матрилокальности, относит, свободы женщины, значение к-рой в семье нередко превосходило роль мужчины. В посёлке проживала одна или неск. семей. Часть угодий была в коллективном владении, часть - в семейном. В 19 - нач. 20 вв. складывается территориальная община, появляются имуществ. дифференциация, элементы классового расслоения. Существовало деление на две экзогамные половины (часто называемые фратриями) Пор и Мось. Их происхождение и характер дискуссионны. Высказывалась точка зрения об их сравнит, позднем происхождении в результате слияния пришлых и аборигенных племён. Существовали также генеалогические (локально-тотемические) группы.

Осн. традиц. занятия - охота и рыболовство, у части М. - оленеводство. На Оби и в низовьях Сев. Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой, нек-рые выезжали на Обь для сезонной рыбной ловли. Охота была мясная (олень, лось, боровая и водоплавающая птица) и пушная, имевшая в значит, степени товарный характер. Из пушных зверей на первом месте стояла белка, в прошлом соболь. На Конде добывали бобров. Помимо ружей (с 18 в.) широко использовали луки и стрелы с разнообразными наконечниками, самострелы, перевесы, капканы и ловушки. Для рыбной ловли применяли ловушки, заграждения-запоры и сети. В верховьях pp. Лозьва, Сев. Сосьва и Ляпин, где была возможность уйти для летнего выпаса в горы на Урал, осн. занятием было оленеводство, сложившееся в 18 в. под влиянием ляпинских ненцев. Количество оленей было невелико, их использовали в транспортных целях. Более широко, особенно до кон. 18 в., использовали ездовых собак. Определ. роль играет собирательство, в осн. сбор лесных ягод. Животноводство и земледелие были слабо развиты. В последние годы в ряде мест развивается звероводство, в основном клеточное выращивание лис. В целом М. сохраняют традиц. промысловое х-во.

Женщины в национальной одежде на крыльце дома.

Поселения были постоянными (зимними) и временными сезонными (весенними, летними, осенними). Традиц. селения (пауль) состояли из 1-10 домов и располагались по берегам рек обычно на расстоянии дня езды одно от другого. И сейчас однонациональные посёлки остаются небольшими. Осн. тип жилища - срубный дом с двускатной крышей, часто без фундамента. В жилищах, расположенных близко к воде, делали фундамент из 2-4 брёвен, в низких местах срубы ставили на столбы. Крышу покрывали жердями, досками, брёвнами или берестой, иногда засыпали землёй или покрывали дёрном. Вход обычно низкий, в фронтонной стене, обращён к реке, окно почти всегда в боковой стене, чаще напротив чувала. Чувал - открытый очаг из жердей, обмазанных глиной, служил для освещения и отопления жилища. В качестве временного жилища использовали шалаши из жердей, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили амбары - наземные и свайные, а также навесы на столбах. В стороне от жилища строили печи для выпечки хлеба. Для проведения нар. собраний и праздников существовали общественные здания, для беременных и рожениц - специальные постройки - "мань кол" (буквально - маленький дом). В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в них хранили изобр. предков. По конструкции они напоминают хоз. амбары на столбах.

Традиц. жен. одежда - платье на кокетке, халат (хлопчатобумажный или суконный), зимой - сахи - двойная меховая оленья шуба. Одежда богато орнаментирована бисером, нашивками из цветной материи и разноцветным мехом. Головным убором служит большой платок с широкой каймой и бахромой. Платок носят наброшенным на плечи и голову, сложенным неравными треугольниками по диагонали. В прошлом меньший треугольник замужние женщины спускали на лицо, закрываясь от старших родственников мужа. В качестве украшения использовали ложные косы, к-рые вместе со своими косами обвивали цветными шнурками и украшали медными подвесками. Носили большое количество колец, нагрудные бисерные украшения.

На священном женском месте.

Мужчины носили рубахи, по покрою похожие на жен. платья, штаны, пояса, к к-рым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда - глухая из сукна или оленьих шкур с капюшоном (малица, гусь). До настоящего времени сохраняется охотничья одежда - лузан - суконная одежда с капюшоном, незашитыми боками без рукавов. С внутр. стороны, спереди и сзади, пришиваются большие карманы для переноски груза.

Обувь зимой шили из камусов мехом наружу, их надевали на меховые чулки и украшали меховой мозаикой и полосками сукна. Летняя обувь - из ровдуги, раньше разрисованная соком берёзы или отваром из коры лиственницы. Летом носят также туфли из кожи, расшитые бисером и аппликацией из ткани. Муж. и жен. обувь отличалась по покрою и способу завязывания шнурков. В прошлом юж. М. делали одежду из крапивного сукна. В настоящее время одежда изготавливается из меха, кожи и замши, а также покупных тканей. Для шитья использовали нитки из сухожилий оленя. Традиц. жен. одежда сохраняется у сев. М. Отд. части традиц. муж. костюма используют в качестве промысловой одежды.

Летнее жилище - берестяной чум.

Традиц. пища - рыба и мясо. Рыба сырая, мороженая, варёная, вяленая, копчёная, сушёная. Особой популярностью у сев. М. пользуется сосьвинская сельдь. Из внутренностей вытапливают жир, к-рый употребляют в чистом виде или смешивают с ягодами. Мясо едят в варёном, сыром, мороженом виде, а также сушат, вялят и коптят. Свежее мясо и кровь домашних оленей потребляют в осн. по праздникам. Из ягод едят чернику, чёрную смородину, черёмуху, морошку, бруснику и клюкву. Раньше грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми, теперь этого запрета придерживаются нестрого. Хлеб распространён уже достаточно давно, сейчас употребляют покупной хлеб или пекут сами, из муки делают густую болтушку - соломат. Осн. напиток - чай, к-рый заваривают очень крепко. Традиц. пища предпочитается до наст, времени.

Женщина в сахе.

Сохраняется традиц. система религ. представлений. Создание человека связывается с именем Калтащ Эквы - Матери Земли. Мужчина имеет пять душ, женщина - четыре. После смерти души вселяются в новорожденных. Земля появилась среди первичного океана из ила, к-рый достала гагара, нырявшая за ним трижды. В мифологич. картине мира существует трёхчленное деление. На верхнем ярусе располагается Торум, олицетворение неба, первопричина добра. На среднем уровне - земле - живут люди, патроном к-рых и посредником между людьми и богами выступает Мир Сусне Хум - "за миром смотрящий человек", седьмой сын Торума, представляемый в виде всадника на белом коне. Остальные сыновья Торума являются локальными божествами. Хозяин нижнего подземного мира - Куль Отыр, младший брат Торума, с к-рым связывается создание всего вредного для человека. Торум и Калтащ в разл. мифах выступают то как брат с сестрой, то как муж с женой. Их сестры и братья - богиня солнца Хотал Эква, бог луны - Енхп Анчх (Этпос Ойка), богиня огня - Най Эква. Кроме того, вся земля, реки и озёра поделены между разл. духами, к-рые выступают обычно духами-предками, от них зависит благополучие определённой генеалогической или этногр. группы. Их изображения из дерева, металла, кости или тряпок хранились в труднодоступных местах в лесу. Существовали и семейные духи-покровители, изображения к-рых хранили в доме. Практиковались жертвоприношения духам, кровавые и бескровные - угощение пищей, а также принесение разл. предметов (пушнина, деньги, ткани и т. п.).

Женщины в национальной одежде.

Наибольшим почитанием из животных пользуется медведь. Существовали периодические (с декабря по март) и спорадические (по поводу удачной охоты на медведя) медвежьи праздники - сложный комплекс обрядов, связанных с охотой на медведя и поеданием его мяса. Цели участников праздников разнообразны, они включали в себя стремление снять с себя вину за убийство медведя и поедание его мяса, а также пожелание благодаря медведю и другим героям праздника добиться благополучия. Праздник включал в себя мифологич. и бытовые интермедии, представления в масках, складывающийся народный театр, а также кукольные представления. В настоящее время медвежий праздник сохраняется как наиболее популярное и любимое развлечение.

Календарные праздники приурочены к православным датам. На Благовещение 7 апреля отмечается Вороний день - Урине хотэл эква, связанный со стремлением к воспроизводству жизни, благополучию семьи, в первую очередь детей. В конце мая - начале июня (в разные числа) отмечались рыболовческие праздники, включавшие соревнования на лодках и шаманские камлания и ритуально подготавливавшие рыболовный промысел. С охотничьим промыслом, гл. обр. с нач. пушной охоты были связаны осенние праздники, в первую очередь Покров, включавшие жертвоприношения в пещере или на горе (для чего использовали т. н. "шаманские" горы - археол. памятники). Праздником оленеводов является Ильин день, в к-рый совершают жертвоприношение оленей. В настоящее время традиц. праздники воспринимаются М. как одно из средств возрождения своей культуры.

Традиционный танец.

У М. существует богатый фольклор - песни, сказания, сказки и др. Традиц. муз, инструменты нескольких типов: тумран, или варган, струнные щипковые инструменты в виде лодки и в виде птицы и струнный смычковый инструмент, похожий на скрипку. В настоящее время наиболее употребительными инструментами являются тумран и сан-гультап - струнный инструмент в виде лодки.

С образованием письменности на мансийск. яз. (с 1931 - на осн. лат. графики, с 1937 - рус.) формируется нац. лит-ра (писатели Н. Еврин-Чейматов, М. Вахрушева, Ю. Шесталов, А. Тарханов и др.). Совр. интеллигенция ищет пути сохранения и возрождения нац. культуры. Совместно с хантами создана ассоциация "Спасение Югры". Существуют пресса, радиовещание на мансийском языке, издаётся журнал "Югра". Во многих нац. посёлках и в г. Ханты-Мансийске существуют музеи.