РУТУЛЬЦЫ


РУТУЛЬЦЫ, рутулы, самоназв.: мых адбыр, мюхадар. Численность в Российской Федерации 19,5 тыс. чел. Р. - коренное нас. Дагестана. Числ. в Дагестане (Рутульский и Ахтынский р-ны, осн. селение - Рутул). 14,95 тыс. чел. Живут также в Азербайджане (Нухинский р-н). Общая числ. 20,4 тыс. чел. Говорят на рутульском (или мухадском) яз. Диалекты: мухадский, шиназский, мюхрекский, ихрекский, борчинско-хновский. Разрабатывается письменность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты.

Рутулка. Селение Ихуген.

Ранняя история Р. связана с гос. образованием Кавказская Албания, в к-ром терр. расселения народов юж. Дагестана, в т. ч. Р., известна была как страна гелов. В 16 в. на терр. Р. существовал союз сел. общин Рутульский магал, к-рые управляли рутул. беки. В 18 в. Рутульский магал объединял не только рутул., но и ряд лезгинск. селений, плативших ему повинности. Два рутул. селения - Борч и Хнов - входили в состав Ахтыпаринского магала, населённого лезгинами. В 1812 Р. были присоединены к России и образовали об-во Рутул-чай, объединявшее 18 селений и входившее в Самурскую провинцию. С 60-х гг. 19 в. терр. Р. управлял наиб, назначавшийся из беков и подчинённый начальнику Самурского окр. В 1921 Р. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан).

Свадьба.

Осн. занятия - животноводство (разведение кр. рог. скота и отгонное овцеводство) и пашенное земледелие. Возделываемые культуры - яровая и озимая пшеница, рожь, ячмень, просо, полба. Господствовало однополье, применялись естественные удобрения, орошение полей. Орудие вспашки - лёгкий деревянный плуг с железным лемехом, убирали урожай серпами. Развиваются овощеводство и садоводство. Традиц. домашние промыслы - сукноделие, ковроткачество, произ-во войлока, шерстяной вязаной обуви, узорчатых носков, керамики без гончарного круга, обработка камня, меди, серебра и др.

Аул.

Преобладающей формой семьи у Р. была малая, хотя в 19 - нач. 20 вв. сохранялись отд. большие неразделённые отцов, семьи, состоявшие из неск. брачных пар с общим х-вом, жившие в одном доме и подчинявшиеся главе семьи, к-рый обладал неограниченной властью. Брак заключался по желанию отца, важную роль играли родственники старшего возраста. Брачный возраст для девушки - 15-16 лет, для юноши - 18-20 лет. Браки заключались внутри села, могли быть и межсельские; совершались по сватовству, но встречались случаи колыбельного сговора, похищения, левирата и сорората. Сохранялись патриархальные порядки: женщины повиновались мужчинам, младшие - старшим и все вместе - главе семьи.

Своеобразной формой родовой общины был тухум во главе с ада бабой - самым старым его членом. На совете глав отд. семей тухума, к-рый созывал в важных случаях ада баба, решались дела о разделе имущества, договаривались о браках и т. д. Тухум распадался на более узкие родственные группы - патронимии къабила ("цихил"), к-рые в свою очередь делились на мелкие родственные группы (хъыдле), объединявшие самых близких родственников за пределами семьи до четвёртого колена.

Рутулыды у коша под Самурским хребтом.

Селения Р. расположены в долинах р. Самур, впадающих в него речек и р. Ахты-чай, на юж. и юго-вост. склонах гор, неподалеку от используемых ими зем. угодий. Для мелких поселений характерен кучевой план, в кр. селениях планировка смешанная. Ряд селений (Рутул, Шиназ, Мюхрек и др.) имел ступенчато-террасную форму, благодаря чему нечистоты уносились дождями в ущелья рек, а солнце в короткое время высушивало улицы.

Селения строились в труднодоступных местах. Для усиления обороноспособности возводились крепостные стены, сигнальные и оборонительные башни (в ее. Лучек, Рутул, Шиназ, Кала, Хнов, Борч). Селения делились на кварталы, в каждом квартале были мечеть и ким - место проведения муж. досуга. Типы жилища: наиб, ранний - одноэтажный или приподнятый на высоких каменных столбах однокомнатный дом, стоящий отдельно от хоз. построек; двухэтажный без двора и надворных построек, где на первом этаже находится хлев или хоз. помещение, а второй этаж служит для жилья; одноэтажный или двухэтажный дом с небольшим открытым двором, где имеются хоз. и подсобные помещения.

Форма жилища в плане - прямоугольная или квадратная. Для 1-й пол. 19 в. характерен закрытый двухэтажный дом с одним входом. Со 2-й пол. 19 в. двухэтажные дома с двумя-тремя комнатами, с лоджией, навесным балконом или верандой. Первый этаж со вторым соединялся лестницей. Комнаты делились на неотапливаемую гостевую и семейную комнаты, до сер. 19 в. с центр, очагом (лах), а со 2-й пол. 19 в. с пристенным очагом каминного типа бахыер. По обе его стороны находились две ниши: одна для мелких предметов и светильника, др. для суточного запаса топлива. В этой же стене находился встроенный в стену шкаф с полками для хранения остатков пищи, посуды. У противоположной камину стены стоял огромный ларь (сакиан) для зерна и муки. На сакиане - массивные котлы, деревянные подносы, тазы; на его фасаде на гвоздях висели медные подносы, миски, сковороды и т. д. В правой от входа стене - большие ниши для постельных принадлежностей. На всех стенах вбивались колья для одежды, шкур и т. п. По периметру глухих стен - карниз, где хранили религиозные книги, мелкую домашнюю утварь. Полы устилали войлоком и коврами местного изготовления. Основной строительный материал: речной и скальный камень, глина, лес. Крыша плоская, земляная.

Традиц. одежда однотипна с одеждой др. народов лезгинск. группы. Материалом для муж. и жен. одежды служили привозные хлопчатобумажные и шёлковые ткани, самодельное сукно и овчина. Одежда мужчин: туникообразного покроя рубаха (ухун) с круглой окантовкой ворота и прямым вертикальным разрезом спереди, штаны с неширокими штанинами (баду), слегка приталенный бешмет (архалук) и черкеска сев.-кавк. типа с газырями. Головной убор - папаха из длинноворсной овчины (бармак), обувь - вязаные шерстяные сапоги с загнутыми вверх носками (кямашбыр) и кожаные постолы (келамбы). Зимняя одежда: рабочая овчинная шуба с рукавами (къабачей) и большая овчинная шуба-накидка (гылымат) с длинными ложными рукавами. Верх, одежда чабана - бурка (лит) или войлочный плащ туникообразного покроя (чопуз). Нательная одежда рутулки: тунико-образное платье-рубаха (ухун) и штаны с неширокими штанинами (вахчаг) или широкие штаны (квякике). Верх, одежда - распашной длинный халат - валжаг; в пограничных с Азербайджаном сёлах - короткая, до бёдер, распашная кофта и длинная широкая юбка. Тёплая одежда - слегка приталенная овчинная шуба. Головной убор - мешкообразный наволосник (къациген) и сложенный треугольником платок. Обувь - вязаные узорчатые сапоги с загнутым вверх носком. В жен. одежде значит, место занимали серебряные украшения. Мужчины всех возрастов брили голову, женщины заплетали волосы в две косы. В старину рутулки украшали лицо татуировкой: на наружных углах глаз, на переносице между бровями, на руках ставили несколько точек. В совр. одежде сохраняются только отд. элементы традиц. костюма (папаха, шубы, бурки - у мужчин, платок - у женщин).

Осн. пища мучная и мясо-молочная. Выпекался хлеб неск. видов из пресного и кислого теста. Мясо использовалось в свежем и вяленом виде. Наиб, распространённые блюда: хинкал разных форм и размеров, просяная каша табаг, толоконная каша харегвай, пироги с разл. начинками. Напитком на свадьбах был слабохмельной хян - род общедаг. бузы, получаемый самоброжением разведённой в кипяченой воде смеси толокна и солода.

Среди нац. праздников самый большой годовой праздник - эр; знаменовал начало весны и календарного года, отмечался приготовлением особых кушаний и раздачей их в селении, раскачиванием девушек на качелях, установлением на сел. площади украшенного яблоками, орехами, крашен, яйцами дерева и играми вокруг него. Театрализованным маскарадным представлением завершался общесельский праздник в конце зимы, сопровождавший окончание сезонного (зимнего) функционирования муж. объединений. Для Р. характерны оригинальные танцы (джаргов, риш кягьрида), сопровождавшиеся песенным припевом. Традиц. музыкальные инструменты: чонгур, тар, бубен.

У Р. развиты разнообразные жанры фольклора: сказки, легенды, обрядовые песни, пословицы, поговорки, ашугская поэзия. Офиц. религия - ислам суннитского толка, распространился к 10-11 вв. Наряду с ним бытовали и элементы древних религ воззрений, связанные с магич. обрядами в семейной жизни и с.-х. произ-ве, продуцирующими культами, почитанием предков и т. п. Существовала вера в загробную жизнь и в духов. Доисламские верования переплетались с мусульм. обрядами.