ЦЁЗСКИЕ НАРОДЫ


ЦЁЗСКИЕ НАРОДЫ, группа этносов в Рос. Федерации в составе андоцезских (андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидоицы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая числ. Ц. н. (вместе с андийскими народами) - 55-60 тыс. чел. (1992, оценка). Родственны аварцам, в составе к-рых Ц. н. учитывались в советских переписях (кроме переписи 1926). Ц. н. - коренное нас. Зап. Дагестана. Их селения разбросаны по ущельям в приграничной с Грузией полосе, по долинам рек Мотмота, Сабакунис-хеви, Илан-хеви, Кидёри, Ори-Цхали. К Ю.-В. от них, в бассейне рек Хван-ор, Самбери-хеви и их притоков, живут бежтинцы (капучинцы, хьванел, самоназв. по назв. селений), гинухцы (гьинози, гьенозе) и гунзибцы (хунзалис, анзеби, унзо, самоназв. - гьунзель). К В. от них, в верховьях р. Андийское Койсу, живут хваршины (хуани, самоназв. - акьилько). Часть Ц. н. в годы Сов. власти переселилась на Кумыкскую плоскость (Бабаюртовский, Хасавюртовский, Кизилюртовский р-ны). Небольшая часть живёт в Грузии (в Кахетии). Говорят на цезских языках, имеющих значит, кол-во диалектов. Различия между цезскими языками значительнее, чем между андийскими.

Ц. н. свободно говорят на аварском языке, к-рый играет роль языка общения цезских и андийских народов. Многие представители среднего и старшего поколения владеют грузинским. Кроме того, многие гинухцы, как правило, могут говорить по-цезски, по-бежтински, по-гунзибски; этими же языками (вместе с гинухским) владеет значит, число гунзибцев. Письменность на араб, графич. основе (на авар, яз.) с кон. 18 в. На авар, же языке, но на лат. графич. основе была распространена письменность в 1928-37, а затем на рус. графич. основе на авар, и рус. языках. Верующие - мусульмане-сунниты.

На своей этнич. терр. Ц. н. живут со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. В сочинениях Плиния Старшего (1 в. н. э.) и Птолемея Клавдия (2 в. н. э.) наряду с другими племенами Вост. Кавказа упоминаются и дидуры (дидоицы). Под этим наименованием (Дидо) был известен союз сел. обществ, объединявший многие горские народы Зап. Дагестана. Бежтинцы-капучинцы упоминаются в араб, географии 10 в. ("земля Кафучи"). Раннесред-невековые груз, хроники упоминают энзебцев (гунзибцев) и хуайнов (хвар-шинов). С 4-5 вв. начинается христианизация нас. Зап. Дагестана грузинскими миссионерами. После монголо-татарского нашествия, а также персидских и турецких завоевательных войн возобладали традиц. верования. На протяжении истории дидоицы поддерживали теснейшие экономич. и поли-тич. отношения с Грузией. С 15 в. начинается процесс активной исламизации дидойских обществ. Под флагом исламизации усиливается экспансия аварских (хунзахских) ханов. С этого периода Дидо распадается на ряд самостоят, союзов сельских обществ. Процесс исламизации завершился в основном к кон. 18 в. В освободит, войне горцев Дагестана и Чечни дидойские народы приняли активное участие с 1840-х гг. С 1860-1861 вошли в состав наибств вновь образованных округов Дагестанской обл. В 1877 принимали участие в антиколониальном восстании, подавленном царской администрацией. В сер. 1940-х гг. значит, число семей разл. Ц. н. в принудительном порядке было переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58 Ц. н. было разрешено вернуться в разорённые селения.

В социальном отношении Ц. н. представляли собой свободных общинников, воинов-скотоводов и земледельцев, объединённых в терр. родственные коллективы (джамааты). Джамааты объединялись в военно-политич. союзы сельских общин ("вольные общества"), осн. целью к-рых была организация отпора завоевателям. Высшим законодат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). Исполнит, власть находилась в руках старейшин, одновременно выполнявших и функции судей. Им подчинялись 2-3 исполнителя и глашатай. После адм.-судебных реформ 1860-х гг. общество избирало и старшину.

Традиц. виды х-ва - отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство, пашенное земледелие, а также ремёсла и промыслы. Разводили овец дидойской, андийской, курдючной тушинской породы, малорослую горскую породу коров и быков, коз, лошадей авар, породы. Осенью большую часть скота перегоняли на зимние пастбища Кахетии и Закатал. Меньшая его часть оставалась на хуторах-зимниках. Богарное пашенное земледелие на террасированных склонах гор и по долинам рек давало населению хлеб. Пахотным орудием служил деревянный безотвальный плуг с железным лемехом и тяжёлой деревянной подошвой. Сеяли ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес; сажали полбу, горох, фасоль. Разводили пчёл. На терр. Ц. н. с 1-го тыс. до н. э. уже были центры металлообработки. Позднее получили развитие кузнечное ремесло, выделка сукна, вязание узорных шерстяных сапог и носков, выделка деревянной утвари и др. Торговля преимущественно меновая, гл. обр. с Грузией, а также С.Дагестаном, Россией, народами Сев. Кавказа. Со 2-й пол. 19 в. растет товарность производства. В сов. период развивалось многоотраслевое х-во, появились новые отрасли (садоводство, овцеводство).

Разделение труда по полу было жёстко регламентированным. Мужчины разбрасывали навоз по пашне, пахали и сеяли, занимались обмолотом, выпасом скота, перегоняли его, доили овец и стригли их, косили сено. Из работ непосредственно в хозяйстве, дома, на мужчине лежали обязанности по стр-ву и ремонту жилых и хоз. помещений, заготовке дров, уходу за лошадьми и быками, изготовлению и починке с.-х. орудий, орудий ремесла и домашнего обихода, различного рода оборудования, сбруи и др. Все виды промыслов и ремёсел, кроме обработки шерсти, считались муж. занятиями. Все остальные многочисленные нелегкие обязанности в земледелии, скотоводстве, в промыслах, в работе по дому исполнялись женщинами.

Преобладающей формой семьи была малая семья. Своеобразные формы неразделённой семьи сохранялись лишь эпизодически, в силу экономич. целесообразности. В личной и общественной жизни большое значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. Не утратили они своего значения и в наши дни. В джамаате могло быть от 2-3 до 7-8 тухумов. Главы тухумов (чаще всего они же и старейшины общества) представляли интересы своего кровнородственного союза перед общиной и союзом общин. Женитьба сына, замужество дочери, свадьбы, похороны, строительство дома, материальные потери от стихийных бедствий и эпизоотии, выплата "цены крови", защита от оскорбляющих словом или действием - неполный перечень ситуаций, когда тухум оказывал содействие, помощь, давал рекомендации и наставления своему члену. В семьях преобладали патриархальные отношения. Главой семьи был отец. По нормам обычного права он считался полновластным распорядителем судеб домочадцев и семейного имущества (за исключением приданого жены). Жена была хозяйкой дома, без её участия не решался фактически ни один из семейных вопросов. В быту до 1940-х гг. сохранялись рудименты былых "мужских союзов". Это проявлялось в традиционном многодневном мужском времяпровождении, увеселительном собрании в зимний период.

Селения располагались по склонам ущелий, по типу они ступенчато-кучевые. Доступ в селение, как правило, был возможен лишь по одной тропе. В наиболее уязвимых местах селения строились многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения располагалась мечеть. В селениях было по несколько годеканов - мест сбора и проведения досуга взрослых мужчин. Главный годекан обычно находился у мечети.

Жилища каменные, 2-4-этажные. В конструкции стен и опор большое место занимали деревянные (сосновые) бруски. Стены верхних этажей часто строились из досок или деревянной плетенки, обмазанной глиной. Наряду с плоскими крышами часто встречались двух- и четырёхскатные, крытые колотой сосновой дощечкой. Такие крыши были у отдельно стоящих жилых или хоз. строений. У жилищ, образующих сплошную ступенчатую застройку, крыши плоские, покрытые сланцевыми плитами и засыпанные землёй. К жилой части дома прилегала галерея. До кон. 19 - нач. 20 вв. её место часто занимала открытая лоджия. Первый этаж отводился обычно под хлев, второй - под сеновал, третий - под жилье. Во всех случаях под жильё отводился верхний этаж (хлев - жилье; хлев - сеновал - жилье; хлев - сеновал - жилье - жилье). Сеновалы и помещения для хранения продуктов часто выносились за пределы усадьбы. Архитектурный декор был представлен арочными конструкциями, каменными рельефами (гл. обр. - солярные знаки и декоративная араб, вязь), резьбой по дереву (орнамент преимущественно геометрический).

Муж. одежда однотипна с одеждой других народов Дагестана: овчинные папахи, разновидности овчинных шуб, бурка, бешмет, черкеска. Штаны с зауженными штанинами, без ширинки, на вздержке. Рубаха туникообразного покроя, без воротника, с подкладкой на спинке, с длинными рукавами без манжет. Обувь разнообразная: из одного куска сыромятной кожи со швами спереди и у пятки; из небольшого куска сыромятной кожи - подошвы, переплетенной по всему периметру кожаными ремешками для ступни; кожаная обувь на подошве, типа галош; комбинированный род сапог с войлочным голенищем и кожаным низом; мягкие сапожки из хрома местной выделки; сапоги на твердой подошве и с каблуком типа русских; деревянные башмаки и др. Мужчины носили шерстяные носки, а также войлочные, шерстяные или кожаные ноговицы. Самый популярный и наиболее часто встречающийся тип обуви - вязаные узорчатые шерстяные сапоги с толстой простеганной шерстяной подошвой и загнутыми носками. С подросткового возраста голова брилась наголо, с 15 лет оставлялись усы, с 25 лет - борода. До 1960-х гг. атрибутом муж. костюма был кинжал.

Женщины тоже носили меховые шубы, но редко: в холодное время года они укрывались платками и шалями. Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чух-ту: небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся по спине до линии талии. Цезки носили сложную чухту, скомбинированную из кожи и ткани, с полотнищем-покрывалом до пят и с массивными кольцами и подвесками. Чухту хваршинки состояла из одного куска ткани, а бежтинки вместо чухту носили платок с узлом надо лбом, а поверх него шаль. Верхней нательной одеждой им служили 2-3 разновидности рубах (туникообразного покроя, отрезные по талии с разл. комбинациями форм рукавов и воротов). Рубаха подпоясывалась матерчатым поясом-повязкой. Под рубаху надевались штаны, скроенные из двух полотнищ, с большим клинообразным вырезом (штанины), со вставкой-ластовицей, на вздержке. Обувь - та же, что и у мужчин, за исключением кожаных сапог и ноговиц. Чаще всего - это вязаные сапоги. До начала - середины 19 в. мужчины и женщины иногда носили овчинные рубахи и штаны. Женщины украшали себя серебряными кольцами, браслетами, налобными, височными, нагрудными, нашейными украшениями, серьгами, а также бусами. Это были изделия кубачинских, лакских, аварских мастеров, выполненные в технике ковки и литья, гравировки, скани, зерни, черни. С детства женщина заплетала волосы в две косы. В пожилом возрасте волосы на затылке подстригались.

Пища в основном мучная и мясомолочная. Активно потреблялись привозные фрукты, а также дикорастущие растения, плоды и коренья. Основными продуктами питания были мука, крупы, толокно, сушеное и свежее мясо, курдюк, жиры, молоко, масло, сыр, иногда свежие и сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепешки, несколько разновидностей хинкалов; из муки и круп готовили каши; мясо потреблялось чаще всего вареным, с хинкалом, иногда мясо жарили; готовились пироги типа чуду - с творогом, с мясом, с зеленью и др., с теми же начинками - вареники, курзе.

Религиозные праздники: праздник окончания поста, день поминовения умерших родных и близких, день рождения Пророка. В эти дни было принято накрывать праздничные столы, резать жертвенных баранов, совершать жертвенные раздачи блюд и продуктов, организовывать семейные, тухумные и джамаатские моления (мовлюды), посещать с поздравлением и подарками родственников, друзей, соседей, односельчан. Весело отмечались календарные праздники: день первой борозды, день встречи зимы, дни начала важнейших сельскохозяйственных работ (вывоза навоза на поля, пахоты и сева, первой прополки, жатвы, выпечки первого хлеба из нового урожая, сенокоса, перегона овец на зимние пастбища, возвращения с зимних пастбищ, начала окот-ной компании, сезона дойки овец, их стрижки - и т. д.). В эти дни организуются спортивные состязания, разводятся костры и люди прыгают через них, по селениям ходят процессии ряженых, родственники и односельчане поздравляют друг друга и проч.

Литература и фольклор этих народов двуязычны - на аварском и родном языках. Своеобразен народный сельскохозяйственный календарь, свой у каждого из народов, основанный на опыте многих поколений. Высоко стояла для своего времени народная медицина. Местные лекари умели диагностировать и лечить практически все болезни, известные медицинской науке. У Ц. н. в быту долго сохранялис . домоноте-истические представления, вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и др.