ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


П

ПАТРИАРХАТ (от греч. pater, отец и arche, власть, начало), термин, применяемый для обозначения доминирующего положения мужчины в семье и общ-ве. П. возникает в ходе разложения первобытно-общинного строя, когда значит, рост производительности труда ведет к обособлению отд. семей (см, Брак и семья), а усиление значения муж. труда - к монополизации мужчинами зарождающейся части, собственности. Большую роль в становлении П. сыграло также развитие престижной экономики, увеличившей соц. вес мужчин. Для П. характерны поздний, теряющий экономич. значение отцовский род, большая или малая патриархальная семья, патронимия, многочисленные институты неполноправия женщин (брачный выкуп, полигиния, умыкание и др.). П.- наиболее распространенная форма разложения первобытнообщинного строя; поэтому данный термин иногда используется для обозначения самой этой эпохи, а термин "патриархальный" - в значении, близком к "предкласссвый" (патриархальное рабство, патриархальный уклад и т.п.).

ПАТРИЛАТЕРАЛЬНОСТЬ (от лат. pater, отец и latus, бок. сторона), определение родства с мужской стороны, в отличие от патрилинейности, предполагающей определение линии происхождения. Термин употребляется гл. обр. к нормам кросскузенного брака (см. Кузенный брак), дочь сестры отца - патрилатеральная кузина. П. рассматривается как ассиметричный брачный порядок, в отличие от симметричной билатеральное.

ПАТРИЛИНЁЙНОСТЬ (от лат. pater, отец и linea, линия), счет родства и порядок наследования статуса по отцовской линии. В более широком смысле термин прилагается не только к людям, но и группам, в к-рых принят такой счет и порядок. П. широко распространена на самых различных ступенях развития доклассовых общ-в, а в поздне-первобытное время становится почти общим правилом.

ПАТРИЛОКАЛЬНОСТЬ (от лат. pater, отец и locus, место), брачное поселение супругов в группе мужа. В лит-ре термин "П." нередко применяется как синоним термина вирилокальность. П. широко распространена на самых различных ступенях развития доклассовых общ-в, а в позднепервобытное время становится почти общим правилом.

ПАТРИФИЛИАЦИЯ (от лат. pater, отец и filius, filia, сын, дочь), определение родства через отца.

ПАТРОНИМИЯ (от греч. pater, отец и onyma, имя; наименование по отцу), 1. В ономастике термин, служащий для обозначения тех родственных или территориальных общностей, наименование к-рых содержит указание на происхождение от общего мужского предка (напр., слав. Васильковичи). 2. Вошедший в 1950-х гг. в отечественную этнологию термин, обозначающий группу относительно близких родственников по отцовской линии (а также членов их семей), возводящих себя к хорошо памятному, реальному предку - эпониму. П. при отцовском счете родства соответствует матронимия при женском. П. (реже матронимии) возникают в эпоху классообразования в результате сегментации отдельных семей и у мн. народов сохраняются в докапиталистич. клас. общвах, объединяя своих членов некот. остатками общей собственности, взаимопомощью, взаимозащитой (см. Кровная месть), нормами экзогамии или эндогамии. Разрастаясь, П. почкуются, вследствие чего возникают П. нескольких уровней, или порядков. Соотношение П. или матронимии и рода остается спорным. По одним взглядам, самая широкая из этих структур и есть поздний род, по другим, видимо, более верным, она является только родоподобным образованием, возникающим там, где есть нужда в родственной взаимопомощи и взаимозащите. Такая трактовка дает термину "П." известное право на существование наряду с международным термином патрилинидж (см. Линидж).

ПЛЕМЯ, один из типов этносоциальной организации, характеризующийся тенденцией к эндогамии и культурно-языковому единству. Древнейший вид П. у ранних бродячих и полуоседлых охотников и собирателей представляет собой группу общин, занимающих ту или иную территорию и в определ. периоды года собирающихся для обмена информацией, общих ритуалов, коллективных охот, устройства браков и т.п. Размеры их (от 150-200 до 1000-1500 чел.) диктовались прежде всего необходимостью физич. воспроизводства населения. При отсутствии какой-либо формы централизованной власти единство П. держалось не только на межобщинных браках, но и на сопутствующих им обязанностях взаимопомощи. Однако, территориальные и социальные границы П. не были жестко ограничены и были легко проницаемы для языка и культуры. Каждая община имела брачные, хозяйств, и социальные связи вне П., могла менять самоназв. и племенную принадлежность. Нередко П. не имели самоназваний. Это порождало культурно-языковую и этнич. непрерывность в границах широких ареалов с диффузным самосознанием: члены разных общин представляли границы П. по-разному и включали в них разные соседние группы. Все это позволяет видеть в П. такого типа "протоэтносы" - этносы в стадии формирования. У поздних охотников и ранних земледельцев, с возникновением более сложной социальной организации, включающей возрастные классы, мужские союзы, институт партнерства, развитую систему лидерства и др., П. приобрело более четкую организацию. Числ. его могла достигать неск. тыс. чел. В предклассовых общ-вах потестарная организация стала важнейшим фактором интеграции П. П. характеризуются также общими формами культуры и идеологии - самосознанием, o этногонич. преданиями, культами и др. Образуются нздплеменные объединения - соплеменности (союзы П.) и вождества, иногда приобретающие этнич. характер и составляющие основу для формирующегося гос-ва.

ПОБРАТИМСТВО, одна из форм искусственного родства, обычай, по-которому двое (реже несколько) не состоящих в родстве людей устанавливают между собой связь, приравниваемую к кровнородственной. Вступление в отношения П. утверждается клятвой и различ. обрядами (очень часто символич. смешиванием в одной чаше и питьем крови). Побратимы должны помогать друг другу в нужде и опасности, иногда участвовать в кровной мести. Как и др. формы иск. родства, П. распространено гл. обр. в предклассовых и раннеклассовых общ-вах, где оно дополняет становящиеся недостаточными кровнородственные связи. Известно и посестримство, но из-за меньшей соц. активности женщин оно не получило широкого распространения и нала-гаемые им обязательства ограничены преим. нравственной взаимоподдержкой.

ПОЛИАНДРИЯ (от греч. poly, много и апёг, род. падеж andros, мужчина, муж), многомужество, редкая форма брака (см. Брак и семья), при к-рой одна женщина имеет неск. мужей. П. возникала гл. обр. там, где из-за неблагоприятных условий жизни убивали часть новорожденных девочек. Еще в 19 в. бытовала у алеутов и нек-рых групп эскимосов. Различается "братская" форма П. (тибетцы) и "неродственная" (напр. Юж. Индия).

ПОЛИГАМИЯ (от греч. poly, много и games, брак), многобрачие в обеих формах - как многоженства, так и многомужества. Часто термин "П." неточно применяют для обозначения одного только многоженства (см. Полигиния).

ПОЛИГИНИЯ (от греч. polj, много и gynS, женщина, жена), многоженство, одна из форм брака (см. Брак и семья), известная уже на ранних этапах доклассовой истории, но преим. свойственная патриархату. Распространенные причины П. - неработоспособность из-за старости или болезни, а также бездетность первой жены. П. сохранилась и в классовых общ-вах гл. обр. у мусульманских народов заруб. Востока и преим. в верхушечных слоях населения. Шариат разрешает иметь четырех жен, но в большинстве исламских стран образованные люди все реже пользуются этим правом.

ПОПУЛЯЦИЯ (от лат. populus, население, народ), группа людей, населяющая определенную территорию и связанная более тесным родством между собой, чем с представителями др. групп. Это свойство П. обусловлено той или иной степенью эндогамии. П. - элементарная структурная единица любого биологического вида, в т.ч. Homo sapiens, группировка, способная сохраняться в ряду поколений без заметного притока иммигрантов. Собств. П., или малой П, демом называется группа, занимающая столь малое пространство, что брачные связи между ее членами могут пронизывать всю ее, обеспечивая панмиксию; в реальных человеческих П. этой тенденции противостоят нормы экзогамии. Малые П. группируются в системы и подсистемы разл. уровней, образующие большие и малые расы. Все человечество также можно рассматривать как единую видовую П. В качестве одного из видов П. или группы П. можно рассматривать также этнос.

ПОТЕСТАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (от лат. potestas, власть), термин, предложенный в российской этнологии для обозначения организации власти в догосударственных общ-вах. Авторы, пользующиеся этим термином, исходят из того, что при отсутствии гос-ва не могло быть политической организации. Др. авторы, как и зарубежн. ученые, не придают значения этой терминологической дифференциации. Для раннепервобытных общ-в характерно примитивное народовластие. Высшим органом самоуправления было собрание всех взрослых общинников (см. Община) или сородичей (см. Род), большую роль играли советы старейших, из среды к-рых выделялись или выбирались старейшины - наиболее авторитетные представители старшего поколения. В позднепервобытном общ-ве и особенно в эпоху классообразования власть стала все больше сосредоточиваться в руках таких старейшин - бигменов. и наследственных вождей (см. Вождество). Мн. общ-ва этого времени контролировались мужскими союзами, главы к-рых делили власть с др. предводителями. Вместе с тем до появления ранних гос-в еще не было полностью отделившейся от народа публичной власти с ее особыми управленческими, судебными и военными органами.

ПРЕСКРИПТЙВНЫЙ БРАК (от лат. prescriptio, предписание), предписанный брак, обязательный брак, форма брака, жестко установленная обычаем, напр., кросскузенный брак в общ-ве с дуальной вацией (см. Кузенный В лит-ре П.б. не всегда нциируется с преференционным браком.

ПРЕФЕРЕНЦИОННЫЙ БРАК (от ср.-век. лат. preferantia, предпочтение), предпочтительный брак, желательный брак, форма брака, одобряемая обычаем, напр, левират или сороват в условиях патриархата. В лит-ре П.б. не. всегда дифференцируется с прескриптивным браком.

ПРИСВАИВАЮЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО, см. в ст. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области.

ПРОИЗВОДЯЩЕЕ ХОЗЯЙСТВО, см. в ст. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области. Род, группа родственников, ведущих происхождение по одной линии, материнской или отцовской, возводящих себя к отдаленному общему, однако не обязательно реальному, предку и в классическом Р. придерживающихся строгой экзогамии. В лит-ре в том же или близком значении применяются термины клан, гене, максимальный линидж; четкое и общепринятое разграничение между ними отсутствует. Нет также общепринятого понимания времени возникновения, сущности и эвсь люции форм Р. Согласно одной трактовке, восходящей к Л.Г. Моргану и развитой его последователями, Р. возникает вместе с человеком совр. вида, является универсальной и важнейшей соц. структурой первобытного общ-ва и эволюционирует от материнского рода к отцовскому роду. Однако в совр. этнологии намного шире принята др. трактовка, по крой Р. часто складывается только в позднепервобытное время, не универсален, играет преим. брачно-регулирующую роль и с самого начала существует у одних племен в материнской, у др. - в отцовской форме. В силу экзогамии Р. не локализован (при матрилокальности мужья уходят к женам, при патрилокальности - жены к мужьям) и не имеет существ, экономич. значения, а по своему соц. значению намного уступает общине. Как бы ни решались эти вопросы, Р. существовал в большинстве доклассовых общ-в, и его локализованная часть (т.н. родовая община) играла важную роль в их жизни. Имелась родовая собственность на землю, сородичи были связаны тесной взаимопомощью и взаимозащитой (см. Кровная месть), возглавлялись собств. старейшинами и военными предводителями, сплачивались экзогамией и общими религиозн. культами, нередко располагали своими центрами - мужскими домами. Для эпохи классообразования характерна социальная стратификация Р. - богатых и бедных, "старших" и "младших", простонародных и знатных. В таком виде родовые структуры, обычаи, культы и т.п. нередко остаточно сохранились в раннеклас. общвах, лишь постепенно растворяясь в террит. организации. Особенно стойко такие порядки удерживались в условиях осложненной природной среды у кочевых и горских народов - казахов, киргизов, кавказских горцев и т.д.