В РФ действуют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи (судьи общей юрисдикции). Суды общей юрисдикции рассматривают дела трех категорий: уголовные, гражданские и дела об административных нарушениях. Различаются суды первой, кассационной (апелляционной) и надзорной инстанций.

Высшим судебным органом судов общей юрисдикции является Верховный суд РФ - высшая инстанция по отношению к верховным судам республик, краевым, областным, судам автономной области или округа, к военным судам армии и флота, которые рассматривают судебные дела в пределах республик, областей, округов.

Районный суд - вышестоящая инстанция по отношению к мировым судьям, он рассматривает уголовные и гражданские дела, за которые может быть назначено наказание до 3-х лет лишения свободы.

Мировые судьи (самая низшая судебная инстанция) назначаются или выбираются сроком на 5 лет с правом повторного назначения.

Дела в сфере экономической деятельности, предпринимательства (банкротства, споры и т.д.) разбираются арбитражными судами. Высшей инстанцией здесь является Высший арбитражный суд РФ. Арбитражные апелляционные суды (их может быть несколько на одной территории) проверяют решения судов первой инстанции.

Конституционный суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации по представлению президента РФ. Конституционный суд РФ принимает решения только по запросам судов низших инстанций, сделанных в соответствии с Конституцией, а также по запросам президента РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ. Постановления Конституционного суда обжалованию не подлежат и исполняются немедленно.

Все судьи РФ несменяемы и неприкосновенны, их деятельность может быть прекращена только по решению квалификационной коллегии судей. Судьи (в том числе и ушедшие с работы) образуют судейское сообщество РФ, органами которого являются Всероссийский съезд судей, Совет судей субъектов РФ, Высшая квалификационная комиссия судей субъектов РФ. Последняя назначает судей на должность и контролирует их работу. Ей дано право классифицировать судей, представлять их к наградам, прекращать их полномочия и наказывать в случае провинности.

От имени РФ действует единая система надзора - прокуратура. Она следит за исполнением закона, координирует деятельность правоохранительных органов в борьбе с преступностью. Прокуратура возглавляется Генеральной прокуратурой РФ. Генеральный прокурор назначается Советом Федерации по представлению президента РФ сроком на 5 лет. Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов всеми субъектами и юридическими лицами, начиная с министров и кончая должностными лицами за исключением президента РФ и правительства РФ. Прокурор в суде поддерживает государственное обвинение, является участником состязательного судебного процесса.

Адвокатура РФ предназначена для защиты прав человека в суде и различных учреждениях. Она не входит в систему государственной власти и местного самоуправления (закон 2002). Статус адвоката присваивается квалификационной комиссией пожизненно. Адвокатская деятельность не является предпринимательской. Адвокат действует на основании соглашения с клиентом, но может и назначаться следователем, прокурором или судом. Адвокаты объединяются в адвокатскую палату адвокатов РФ. Всероссийский съезд адвокатов собирается раз в два года.

При рассмотрении уголовных дел после окончания следствия и квалификации преступления, если подсудимому грозит высшая мера наказания, он может ходатайствовать о суде присяжных. Суды присяжных были введены в РФ во второй половине 1990-х. сначала в нескольких крупных городах, затем во всей стране. На каждый город имеется один суд присяжных.

В РФ действуют законы: федеральные конституционные (о референдуме, правительстве, государственном флаге, государственном гербе, о военном положении и др.) и федеральные законы.

Российское законодательство делится на: публично-правовое (конституционное, административное, муниципальное, бюджетное, таможенное, налоговое, уголовное право) и частноправовое (гражданское, авторское, наследственное, семейное право). Каждой отрасли права соответствует закон общего характера (кодекс). В РФ действует 20 кодексов (Гражданский, Уголовный, Семейный, Земельный и др). Особое место среди отраслей права занимает международное право. Все законы РФ подлежат официальному опубликованию, за исключением составляющих государственную тайну.

Вооруженные силы РФ созданы в соответствии с указом президента РФ от 7 мая 1992 для отражения возможной агрессии, защиты целостности и неприкосновенности страны и выполнения задач в соответствии с ее международными договоренностями. Они действуют в соответствии с Концепциями национальной безопасности РФ (2000), Основами политики РФ в области военно-морской деятельности до 2010 и космической деятельности (2000-2001), Военной доктриной РФ (2000).

Основные их задачи: сдерживание угроз безопасности РФ, обеспечение стратегической стабильности; оборона РФ, обеспечение экономических и политических интересов РФ, осуществление силовых операций мирного времени и союзнических обязательств. В соответствии с военной доктриной, вооруженные силы должны (без дополнительной мобилизации) быть в состоянии участвовать одновременно в двух вооруженных конфликтах, проводить миротворческие операции самостоятельно или вместе с союзниками. В исключительных случаях могут привлекаться для обеспечения режима чрезвычайного положения.

Организационно вооруженные силы РФ - это пять видов войск, способных защитить страну на суше, море и в воздухе (космосе). К ним относятся: Войска стратегического назначения, Сухопутные, Ракетные, Противовоздушной обороны, Военно-воздушные силы и Военно-морской флот, Воздушно-десантные войска, Военно-космические силы, Тыл вооруженных сил и войска, подчиненные министерству обороны. Войска размещаются в шести военных округах (не совпадающим с административным делением): Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжско-Уральский, Сибирский и Дальневосточный). У РФ четыре флота: Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский.

В 2005 общая численность военнослужащих составляла около 1 млн. чел.

Материальная основа вооружения вооруженных сил определена Государственной программой на 2001-2010, комплектование проводится путем призыва всех здоровых мужчин РФ от 18 до 27 лет (не имеющих отсрочек и освобождения от службы в армии) по территориальному принципу, а также (с 2003) через службу по контракту.

Служба в вооруженных силах законом определена как почетный долг гражданина РФ. Срок военной службы по призыву - 1 год. Она может быть заменена на альтернативную гражданскую.

Подготовка офицерских военных кадров ведется в военно-учебных заведениях. Управляемые министерством обороны РФ и Генеральным штабом, вооруженные силы РФ оснащены обычным и ядерным вооружением, многоцелевыми атомными подводными лодками, новейшей авиационной техникой.

Внешняя политика РФ после международного признания страны как правопреемницы СССР, сохранения ее членства в ООН и в Совете Безопасности ООН ориентирована на упрочнение роли ООН в международных отношениях, последовательное следование Уставу ООН.

Задача формирования новой после многолетней "холодной войны" внешнеполитической стратегии России заставляет ее строить отношения с бывшими идеологическими противниками СССР с позиций делового партнерства. Лидеры стран Запада не сразу согласились признать в РФ равноправного партнера. России пришлось заново осваивать геополитическое пространство, формировать отношения со странами СНГ, заниматься урегулированием возникающих конфликтов, защищать права соотечественников, оказавшихся за пределами РФ, стремясь одновременно к восстановлению исторической преемственности внешней политики России.

Внешняя политика РФ ориентирована на формирование внешнеполитической стратегии по обеспечению мира в условиях глобализации и обострения внешнеполитической обстановки. Это подразумевает участие России в институтах глобального регулирования, реализацию мирного внешнеполитического курса (участие в контроле над вооружениями, проведение целенаправленной политики в области разоружения), региональное и двустороннее сотрудничество, обеспеченное мирными дипломатическими средствами, защиту от акций международного терроризма с учетом ответственности РФ как постоянного члена Совета Безопасности ООН.

Видное место во внешней политике РФ занимает двустороннее сотрудничество со странами СНГ по созданию "пояса добрососедства". Из этих стран наиболее успешно внешнеполитическое партнерство РФ и Белоруссии. В 1996 между ними был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, в 1999 - Договор РФ и Республики Беларусь о создании Союзного государства.

В 2000 принята Концепция внешней политики РФ: многополярный мир на принципах международного права, демократии и сотрудничества, борьба за обеспечение международной безопасности.

Участие РФ в институтах глобального регулирования, ориентированного на поддержание мира и безопасности, на борьбу с международным терроризмом - один из показателей включенности страны в решение общемировых задач. В 2001 при участии РФ была принята резолюция Совета безопасности ООН о противодействии терроризму и создании Контртеррористического комитета РФ. Россия активно участвует во всех авторитетных международных институтах: в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в Европейском Союзе (ЕС), в "большой восьмерке" - группе лидеров восьми наиболее развитых стран мира. На саммите "восьмерки" в Эвиане в 2003 она добилась создания "Группы контртеррористических действий". РФ вместе с ООН и ОБСЕ участвовала в урегулировании конфликтов в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе и Приднестровье. Развитие двусторонних отношений с ЕС и ОБСЕ закреплено Совместной декларацией об укреплении диалога и сотрудничества, согласно которой РФ признается страной с рыночной экономикой, могущей войти в Постоянный совет партнерства.

В Совете Европы РФ участвует в реализации политической декларации "За Большую Европу без разделительных границ". Ведется постепенное восстановление отношений между РФ и НАТО, замороженное в результате силовых действий альянса против Югославии. Создан Совет Россия - НАТО, разрабатывающий программу совместных действий по нераспространению оружия массового уничтожения и борьбе с международным терроризмом.

В 2003 вступил в силу Договор между РФ и США о сокращении стратегических ядерных потенциалов - это шаг к созданию глобальной системы контроля (политико-дипломатическими, а не силовыми методами) за нераспространением ракет и ракетных технологий. Ведется работа по предотвращению торговли ядерным и химическим оружием, оружием массового уничтожения. В том же 2003 западными странами было подписано Соглашение о многосторонней ядерно-экологической программе в России, в том числе по утилизации списанных атомных подводных лодок. Продолжение политики регионального добрососедского сотрудничества реализуется Соглашением между РФ, Белоруссией, Казахстаном, Украиной по формированию Евразийского экономического пространства. Речь идет о перемещении товаров, услуг, капитала и рабочей силы.

Российско-американские отношения вот уже полтора десятилетия (со времени подписания в 1992 Хартии российско-американского партнерства и дружбы) характеризуются как теплые и дружественные. Центральное место в диалоге двух стран занимают вопросы экономической стабильности и контроля над вооружениями. В 1994 вступил в силу Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. В 2002 он был подтвержден.

Активно развиваются двусторонние отношения РФ с ведущими европейскими странами, особенно выделяется трехсторонний диалог по важнейшим проблемам современности с Германией и Францией. Наращивает РФ сотрудничество и со многими странами на Ближнем Востоке, участвуя и в урегулировании израильско-палестинского конфликта, выступая против агрессии США в Ираке, поддерживая соответствующие резолюции ООН.

Поступательное развитие приняли взаимоотношения РФ со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В созданную в 2001 Шанхайскую организацию сотрудничества вошли РФ, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. РФ включена в работу Ассоциации государств Юго-Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества. Приоритетным в этом регионе для РФ являются ее связи с Китаем. Подписаны соглашения по урегулированию пограничных вопросов, об укреплении доверия в военной области, о взаимном сокращении вооруженных сил в пограничных районах. Развиваются связи с Индией на уровне стратегического партнерства. РФ стремится достигнуть прогресса в российско-японских отношениях, пока что осложняемых вопросом о национальной принадлежности ряда дальневосточных островов.

РФ выступает с позиций комплексного подхода к острым проблемам Африки, вносит существенный вклад в мирное разрешение межнациональных конфликтов, ратуя за устойчивое развитие стран этого континента.

Участвуя в экономическом сотрудничестве со странами Европы, Америки, Азии, РФ ведет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию. Цель РФ - добиться такой интеграции страны в систему мирового хозяйства, которая бы обеспечила выход на мировой рынок не только энергоресурсов (нефть, газ, уголь, лес), но и продукции российской промышленности и сельского хозяйства, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций, урегулирование проблем внешнего долга.

РФ поддерживает деятельность соотечественников за рубежом, отстаивая их законные интересы, настаивая на сохранении позиций русского языка в странах бывшего СССР. Внешняя культурная политика РФ строится на принципах культурного многообразия, учета условий глобализации при задаче сохранения самобытности российской многонациональной культуры, взаимовыгодного партнерства РФ в мировом культурном процессе.

Политические партии современной России начали зарождаться еще в 1980-е во время выборов I съезда народных депутатов СССР, впервые проведенных на альтернативной основе. В то время еще сохранялась монополия КПСС на власть.

Создание в январе 1990 блока "Демократическая Россия" было новым шагом к созданию партийной системы.

В мае 1990 Верховные Советы СССР и РСФСР разделились на фракции и группы.

В июне 1990 была отменена шестая статья Конституции РСФСР о руководящей роли КПСС, с января 1991 стал действовать закон СССР Об общественных объединениях. После его подписания в РФ зарегистрировались Социал-демократическая партия РФ, Демократическая, Социалистическая и республиканские партии. Коммунистическая партия РФ выделилась из КПСС в самостоятельную партию (КПРФ). Легализация многопартийности привела к появлению национал-патриотических организаций ("Память", "Русское национальное единство"), а также организаций левого толка (анархисты, троцкисты). После Указа 1991 о запрете деятельности КПСС в оппозиции правительству оказались Социалистическая партия трудящихся и Социалистическая партия.

В конце 1991 Конституционно-демократическая партия, Демократическая партия России и Российское христианское демократическое движение создали оппозиционный правительству РФ блок "Народное согласие", но он вскоре распался, как и созданный вслед за ним в июне 1992 блок "Гражданский союз", оказавшийся рыхлым в организационном отношении. Половина населения страны об этих блоках ничего не знала.

Активизация партийной жизни в РФ относится к концу 1993. Тогда во время выборов в Государственную думу из 35 претендовавших на места в парламенте партий лишь 13 сумели набрать необходимое число подписей и только 8 победили: Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, 64 депутата), "Выбор России" (67 депутатов), КПРФ (48 депутатов), "Женщины России" (23 депутата), "Яблоко" (26 депутатов), Аграрная партия России (АПР, 33 депутата), Партия российского единства и согласия (ПРЕС, 19 депутатов), Демократическая партия России (ДРП, 15 депутатов). Партией власти в результате стал блок "Выбор России", объединившийся с ПРЕС; оппозицию им составили ЛДПР, КПСС и "Яблоко". Победившие партии распределили между собой комитеты и комиссии, само участие в законотворчестве стало смыслом существования этих партий. Спикером думы был избран И.П.Рыбкин.

Ко времени выборов в Государственную думу 1995 было зарегистрировано более 80 партий, а право на выдвижение кандидатов получили 260 общественных организаций. К этому времени блок "Выбор России" фактически распался, и к избирательным урнам вышли блок "Наш дом - Россия" (НДР) и левоцентристский. В результате выборов победила КПРФ (157 депутатов), НДР (55) ЛДПР (51) и "Яблоко" (45). Коммунисты во главе со спикером думы, членом КПРФ Г.И.Селезневым смогли контролировать половину думских депутатов.

На выборах в Государственную думу в 1999 в стране сформировались блоки: "Отечество - вся Россия" (ОВР), "Единство" и "Блок Жириновского". По результатам выборов больше всех получили коммунисты (110 мандатов), "Единство" (73), ОВР (69). За ними шел "Союз правых сил" (29) и "Яблоко" (20). "Блок Жириновского" (17) и другие партии (10) завершали список. Спикером остался Г.И.Селезнев.

В выборах в Государственную думу в 2003 приняло участие 19 партий и 4 блока, но не все прошли 5%-ный барьер при регистрации. Наибольшую поддержку тогда получила президентская партия "Единая Россия" (ЕР, 225 мандатов); остальные - меньше (КПРФ - 52, "Родина" - 38, ЛДПР - 36, все другие - 33). Правые партии - "Яблоко" и СПС - 5%-ный барьер не преодолели. Члены ЕР с присоединившимися независимыми депутатами получили 385 мандатов и возглавили все думские комитеты. Спикером думы был избран один из лидеров "единороссов", Б.В.Грызлов.

Экономика. Современная российская политика в отношении трудовых ресурсов ориентирована на сокращение неквалифицированного труда, переподготовку кадров, повышение их профессиональной мобильности. Трудовые ресурсы РФ характеризуются растущим уровнем их образованности (доля лиц со средним и высшим образованием возросла с 49% в 1992 до 55% в 2002), постепенным увеличением лиц старшего возраста, высокого (в сравнении с высокоразвитыми странами) уровня заболеваемости населения, сравнительно низких продолжительности жизни и уровня доходов населения. По индексу развития человеческого потенциала (долголетие, образованность, уровень жизни) РФ входит по статистике ООН в группу стран среднего уровня, занимая 60-е место в списке 173 государств. В сельской местности в РФ сохраняется избыточность рабочих рук, что ведет к снижению производительности труда и общей рентабельности отрасли по сравнению с передовыми странами Запада.

Организация производства РФ основана на природно-ресурсном потенциале, составляющем свыше 20% мировых запасов. Это обеспечивает России особое место среди индустриальных стран. Природные ресурсы, используемые экономикой России, составляют 95,7% национального богатства страны. К ним относятся запасы пресных вод и минерального сырья (нефть, газ, уголь, руда), требующего больших затрат на транспортировку к местам применения. Природные ресурсы - преобладающая часть экспорта в страны СНГ, Западной Европы, Китай и Японию. Они остаются важнейшими структурообразующими элементами глобальных экологических систем планеты.

РФ занимает первое место в мире по запасам газа (32% мировых запасов, 30% мировой добычи); второе место по уровню добычи нефти (348,8 млн. тонн и 10% доля мировой добычи); третье место по запасам угля (22 угольных бассейна, 115 месторождений, в том числе в европейской России - около 15,6%; в Сибири - 66,8%; на Дальнем Востоке - 12,9%; на Урале - 4,3%). По разведанным запасам железных руд (около 57 млрд. т.) РФ занимает тоже первое место, по олову - второе, по свинцу - третье. В то же время, занимая лидирующее положение в мире, например, по обеспеченности лесом, Россия использует его малоэффективно: в Швеции, Финляндии и США съем древесины с 1 га лесопокрытой площади в 10 раз выше, чем в РФ.

Сельское хозяйство России, дававшее в 1913 до 51,4% национального дохода, после 1917 стало приходить в упадок. Частично восстановленное в годы НЭПа, сельское хозяйство было в последующие годы переориентировано на коллективную обработку земли. Падение производства в годы войны 1941-1945 тяжелейшим образом сказалось на отрасли; довоенный уровень был достигнут лишь в 1950-х путем укрепления материально-технической базы сельского хозяйства. Большие надежды возлагались и на освоение 19,6 млн. га целинных и залежных земель, однако эйфория первых лет сменилась новым упадком в начале 1960-х, когда страна была вынуждена начать закупать зерно за рубежом.

Необходимость решительных изменений в управлении сельским хозяйством стала очевидна в 1990-е: удельный вес сельскохозяйственного производства составлял в экономике страны в 1990 - 16,4%, в 2002 - лишь 6%. После распада СССР и перехода к рынку в стране началась широкомасштабная приватизация земли, сопровождавшаяся ликвидацией государственной системы заготовок сельскохозяйственных продуктов. Однако переход на свободные цены привел оказался разорительным для товаропроизводителей, идея сплошной "фермеризации" в стране, где веками традиционно развивалось коллективное хозяйствование (общинное пользование землей), нанесла больше вреда, чем пользы. Ослабление государственного управления привело к неуправляемости аграрной отрасли, к спаду и снижению эффективности производства. Уход из села работоспособных работников увеличил бедность на селе.

Чтобы найти выход из положения, в 2000 были разработаны Основные направления агро-продовольственной политики на 2001-2010. После вступления в силу этого документа в собственность граждан было передано 63% сельскохозяйственных угодий страны, а 43,6 млн. людей получили участки для ведения личного хозяйства. Одновременно вводилась плата за пользование землей.

В 2001 принят Земельный кодекс РФ.

Как и в былые времена, сельское хозяйство РФ охватывает:

растениеводство (в том числе зерноводство - производство пшеницы и ржи; свекловодство - производство сахарной свеклы; производство масличных культур, особенно подсолнечника; картофелеводство, овощеводство, садоводство и кормопроизводства),

животноводство (скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство, коневодство, рыбоводство, звероводство, оленеводство, верблюдоводство, пчеловодство).

Сельское хозяйство размещено в нескольких зонах:

Южно-европейской (черноземной) - это Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский и Поволжский районы, которые производят 50% зерна, 34% мяса скота, птицы, 33% овощей и молока, 25% картофеля;

Северной Европейской (нечерноземной). Это - Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский районы, в которых производится 49% картофеля, 45% овощей, 36% молока, 35% фруктов, 34% мяса скота и птицы, 21% зерна;

Восточной, охватывающей районы: Уральский (без Пермской, Свердловской областей и Удмуртии), Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы (производят 37% мяса скота и птицы, 31% зерна, 35% картофеля).

По принципу удовлетворенности населения продуктами сельскохозяйственного производства территория страны делится на районы с: (1) избыточным производством продовольствия (Северокавказский, Центрально-Черноземный, Поволжский районы), (2) с относительно высоким его производством (Западно-Сибирский, Волго-Вятский районы и Калининградская область), (3) районы высокого производства картофеля при недостаточном производстве иных видов продовольствия (Центральный и Уральский); (4) районы с низким показателем производства продовольствия (Северный, Северо-Западный, Восточно-Сибирский и Дальневосточный). В 1998 заключено Соглашение об общем аграрном рынке государств СНГ и РФ.

Пищевая промышленность и переработка (свыше 30 суботраслей) включает 170 спиртовых заводов, около 800 ликеро-водочных и винодельческих. Огромное значение имеет улов рыбы (8-е место в мире) и нерыбные объекты морского промысла (производство кормовой муки, рыбьего жира, рыбы для звероловства, другой продукции для народов Крайнего Севера и Дальнего Востока).

В агропромышленном комплексе РФ быстрыми темпами идет интеграция и кооперация мелких и средних собственников в акционерные общества, кооперативы, ассоциации, союзы и финансово-промышленные группы, в том числе холдингового типа ("Юг России", "Балтика", "Вимм-Билль-Данн", "Парнас", "Микомс"). Последние конкурентоспособны на мировом рынке, привлекают зарубежные инвестиции (ок. 15% от общей суммы во все народное хозяйство), обеспечивая расширение рынка сбыта и защиту отечественного производителя.

Реализация продукции осуществляется в рамках рыночной экономики - монополии государства на закупку продукции по твердым ценам, существовавшей в СССР, больше нет.

В РФ функционирует 35 оптовых рынков в 20 регионах (данные 2002). Видное место занимает ввоз в РФ теплолюбивых культур, экзотических фруктов, мяса, молочных продуктов. Правда, импорт зарубежной продукции, в случае преобладания над экспортом, приводит к сдерживанию насыщения рынка отечественными товарами и не способствует росту их производства. Нормальному функционированию агропромышленного комплекса препятствует слабое развитие отечественного рынка и отсутствие системы его регулирования, межрегиональные торговые барьеры.

Промышленность России начинает свою историю с кон. 17 в., когда в стране возникли первые крепостные мануфактуры (очаги зарождения - Москва, Урал). Бурное развитие мануфактурного производства пришлось на 18 - нач. 19 в., когда сложилось и территориальное разделение труда (Центральный, Уральский, Северо-Западный промышленные районы). Строительство железных дорог в 19 в. дало мощный толчок развитию промышленности, она вышла на мировой рынок.

После 1917 промышленное производство России развивалось в русле плановой экономики. Большое значение обрел план ГОЭЛРО (1920), нацеленный на электрификацию страны с целью ускорения развития ее машиностроения, металлургии, химической и других отраслей. Он же заложил основы промышленного районирования советской эпохи.

Успехами развития промышленности была подготовлена победа в войне 1941-1945, восстановление хозяйства после которой подразумевало прежде всего восстановление тяжелой промышленности и воссоздание топливно-энергетического комплекса.

Многоотраслевое промышленное хозяйство России и СССР складывалось в послевоенное время как часть народно-хозяйственного комплекса, о котором постоянно говорилось на заседаниях созданного в 1949 Совета экономической взаимопомощи. Эта ориентация на комплексность вела к структурным искажениям: высокотехническое оборудование было сосредоточено в оборонно-промышленной сфере (атомная и космическая отрасли) и в меньшей степени готовилось для внутреннего потребления, где нарастало технологическое отставание. Закрытая плановая экономика усложняла структуру производства, негативно влияла на его эффективность, низкое качество продукции не выдерживало конкуренции на мировом рынке. Росла зависимость России от стран Запада в прогрессивных видах техники и технологиях.

С 1990 начался спад промышленного производства, стремительно нараставший во время рыночной реформы и либерализации цен. Сократился внутренний спрос. Проведение ваучерной приватизации ослабило контроль со стороны государства за предприятиями государственной собственности и усилило частный сектор в промышленности. В промышленной структуре производство высокотехнологической продукции стало занимать ничтожно малое место. Потребовалось перевести приватизацию на конкурсную основу и строже соблюдать требования законодательства. В результате принятых мер в настоящее время доля государственной собственности в промышленности составляет около 21%. Основные объемы производств обеспечиваются частными предприятиями смешанной формы и собственности. Заметную роль играют предприятия, находящиеся в совместном владении с иностранными предпринимателями.

В настоящее время промышленность РФ включает:

конкурентоспособные отрасли, развивающиеся на собственной финансовой базе (нефтяная, газовая, добыча и переработка драгоценных камней и металлов),

отрасли с высоким научным потенциалом (самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность и др.)

отрасли со значительным техническим отставанием (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и с.-х. машиностроение, легкая и пищевая промышленность).

Каждая из этих групп нуждается в особой промышленной политике.



Страница: [ 1 ][ 2 ][ 3 ][ 4 ][ 5 ][ 6 ][ 7 ][ 8 ]