Российские иноземцы

Иноземцы, т. е. уроженцы других стран, появились в России давно. Нашли здесь вторую родину евреи и немцы, поляки и корейцы, чехи и сербы, испанцы и американцы.

В XVI-XVII вв. в Москве существовал особый район — Немецкая слобода. Называли слободу немецкой, а жили там выходцы не только из Германии, но из разных государств Центральной и Западной Европы. Однако для окружающих все эти люди были «немцами», т. е. немыми, не говорящими по-русски. Впрочем, сами немцы тоже далеко не всегда использовали самоназвание «германцы». Уехав в те времена, когда объединение Германии ещё не закончилось, они часто именовали себя по исторической области, откуда были родом: баварцы, швабы и т. п. Поток немцев в Россию увеличился при Петре I: сюда ехали военные, врачи, учёные. При Екатерине II появляются крестьяне-колонисты. В Европе к тому времени свободных земель осталось мало, а в России, наоборот, не хватало людей для заселения огромных земель (присоединённых южных областей). Немецким переселенцам бесплатно раздавали земли, их освобождали от налогов и воинской повинности, предоставляли ссуды, так называемые подъёмные. Неудивительно, что они быстро богатели и по уровню жизни заметно отличались от окружающего населения. Во второй половине XIX в. многие из них эмигрировали в США, переселились на Урал, Алтай либо в другие области Сибири.

Во время Первой мировой (1914- 1918 гг.) и особенно Великой Отечественной войны (1941 — 1945 гг.) российские немцы подверглись репрессиям (см. статью «Как „наказывали» целые народы. Этнические депортации»). После Второй мировой войны их права были восстановлены не полностью; в частности, из-за протестов местного населения им не разрешили восстановить Автономную республику немцев Поволжья (существовала в составе РСФСР с 1924 по 1941 г.).

Начиная с 80-х гг. XX в. многие российские немцы возвращаются на историческую родину. Те, кто остаётся, стремятся сохранить собственную культуру в России, прежде всего возродить родной язык: ведь многие немцы, в особенности городские жители, стали русскоязычными. В немецких семьях вновь поют народные песни, рассказывают сказки, вспоминают пословицы и поговорки. А такие национальные блюда, как бульон с лапшой или клёцками и сладкие рулеты, никогда и не уходили из их быта. Немцы религиозны; больше всего среди них протестантов-меннонитов.

Точно определить численность российских немцев трудно. По переписи 1989 г., в России проживало свыше 800 тыс. немцев, но с тех пор многие эмигрировали в Германию.

В VI-V вв. до н. э. в Северном Причерноморье основали свои города-колонии древние греки. Их потомки, живущие в России, называют себя «ромеюс». Другая часть российских греков — наследники иммигрантов XVII-XX вв. Они именуют себя иначе — «эллинос». Массовая греческая иммиграция в Россию была связана с русско-турецкими войнами XVIII- XIX вв., в которых греки участвовали на российской стороне. Всего греков в России 92 тыс. человек; по вероисповеданию все они — православные христиане.

В 20-30-х гг. XX в. советская власть поощряла развитие национальной культуры греков. Но затем преподавание на родном языке в греческих школах отменили, закрыли греческие отделы издательств, а литературу конфисковали. Российские греки, как и немцы, вошли в число «наказанных» народов. С 80-х гг. началось культурное возрождение: было создано Объединение греческих обществ Российской Федерации, вновь стала выходить литература и появились учебники на греческом языке, возникли фольклорные ансамбли, исполняющие национальные песни и танцы. У жителей сёл сохранились даже некоторые старинные традиции: почитание священных источников и рощ, паломничество к ним.

В России 107 тыс. корейцев, которые компактно проживают на Сахалине, в Приморье и Хабаровском крае, а также на юге — в Краснодарском и Ставропольском краях, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии — Алании. Приезжать корейцы в Россию стали в конце XIX в. из-за резкого ухудшения экономического положения на родине. Поток иммигрантов возрос после установления японского господства в Корее. По существу, на Дальнем Востоке образовалась корейская культурная автономия. Однако в 1937-1938 гг. корейцы были обвинены в шпионаже в пользу Японии и переселены в Среднюю Азию и Казахстан.

Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы многих мужчин-корейцев мобилизовали в трудовую армию и на шахтёрские работы. Те, кого не тронули, занимались сельским хозяйством. В середине 50-х гг. корейцы были реабилитированы, однако лишь немногие вернулись на прежние места жительства.

Основное занятие корейских крестьян — рисоводство и огородничество. Поэтому и любимые блюда — рис с соевым соусом, соевые бобы, лапша, овощи. Всё это едят с острыми соусами. Корейские соленья и маринады получили широкое распространение в России, включая Москву и Петербург. Корейский быт сохраняет некоторые национальные особенности, например систему отопления: она проходит под полом жилых помещений. В одежде тоже заметны традиционные черты: мужчины часто надевают запашную куртку-кофту, широкие штаны, шляпу из конского волоса, а женщины широкую юбку и платок.

В 20-х гг. XX в. в Россию перебрались американцы и канадцы (правда, их было очень немного). Приехали они сюда из-за симпатий к социализму, а в 30-х гг. были репрессированы. Потомки тех, кто уцелел, живут в таких больших городах, как Москва или Новосибирск.

Есть в России и испанцы. Их вывезли сюда ещё детьми, когда в Испании шла гражданская война (1936- 1939 гг.); со временем почти все они вернулись на родину. Близ Новосибирска образовали две небольшие колонии болгары. Другие народы — чехи, сербы, крымские и литовские караимы — живут в нашей стране рассеянно, т. е. у них нет компактных поселений.

Смотрите так же:

Leave a Comment