РОССИЯ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. СТРАНА, ВЛАСТЬ, МИР

Территория и население. К началу XX столетия Российская империя была самым большим в территориальном отношении государством мира. Она раскинулась на значительной части Европы и Азии, от Балтийского моря до Тихого океана и от Северного Ледовитого океана до среднеазиатских пустынь. Природа ее отличалась исключительным разнообразием. Хозяйственное развитие различных регионов страны оставалось неравномерным, особо выделялись развивающиеся промышленные регионы: Московский, Петербургский, Рижский, Лодзинский, Южно-Российский, Уральский. Начиналось интенсивное освоение Сибири и Дальнего Востока, где центрами становились Красноярск, Новониколаевск (Новосибирск) и Владивосток. Однако огромные пространства были крайне слабо связаны друг с другом транспортными артериями.
В большинстве освоенных регионов Российской империи преобладало сельскохозяйственное производство. В центральных районах европейской части страны наблюдалась тенденция к аграрному перенаселению, что вело к малоземелью. В то же время плотность населения за Уралом не превышала одного человека на квадратный километр.
В 1897 г. в России была проведена первая перепись населения. Оно (за исключением Финляндии) насчитывало свыше 125 млн человек. К 1914 г. прирост населения составил около 33%, а численность 159,2 млн человек. Демографические прогнозы того времени отмечали, что при отсутствии войн и кризисов общая численность населения к середине XX века приблизится к 282 млн человек.
Различие климатических условий дополнялось многонациональным характером государства. Территория страны постоянно расширялась вплоть до 1914 г., когда под протекторат (покровительство) Российской империи была принята Тува. Формы вхождения территорий и народов в состав России отличались разнообразием. Ряд народов, таких, как украинцы и белорусы, были этнически, культурно и географически близки к русским. Другие, например грузины и армяне, в течение столетий подвергались иноземной экспансии, страдали от междоусобиц и пошли под покровительство России с целью национального самосохранения. На громадных просторах Сибири и Дальнего Востока до включения их в состав России не существовало сильной государственности, за исключением Сибирского ханства, поэтому их территориальное присоединение осуществлялось путем хозяйственного освоения. Экспансия России в Среднюю Азию происходила как путем завоевания, так и добровольно — принятием протектората России частью среднеазиатских регионов.
На западе в состав Российской империи входили народы Прибалтики, Финляндия и часть Польши, обладавшие различными формами автономии. Наиболее полной эта автономия была у Финляндии. Здесь сохранялись особое законодательство, парламент и денежная система. Народы Прибалтики старательно сохраняли формы культурной автономии, в частности в языке, обрядах, традициях. Население части Польши, входившей в состав Российской империи с конца XVIII века, постоянно поддерживало в себе стремление к воссозданию самостоятельного Польского государства.
На юге страны и на Волге имелись поселения немцев-колонистов. В «черте оседлости», охватывающей 15 западных губерний, большую часть Украины, Кавказа и Средней Азии, проживала значительная часть еврейского населения. Лишь некоторым выходцам из-за этой черты, получившим образование или высокую ремесленную квалификацию, разрешалось проживать и работать вне ее.
Многонациональному составу Российской империи соответствовала и многоконфессиональность. Ведущим религиозным направлением, глубоко укоренившимся в сознании многих народов России, и прежде всего русского, являлось официальное православие. Влиятельным среди части населения было старообрядчество. В Польше, Прибалтике и Финляндии большинство населения исповедовало католичество и некоторые направления протестантизма. Религией ряда народов Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии был ислам. Государство Российское в своей политике ориентировалось прежде всего на поддержку православия.
Государственным языком официально был утвержден русский язык. Однако, несмотря на преобладание русского языка и порой существенные ограничения в пользовании иными языками, возможности культурного развития народов России на основе родных языков продолжали сохраняться.
По всем основным признакам — территории и составу населения — Россия являлась империей. Она объединяла народы, находившиеся на разных стадиях социального и культурно-исторического развития и обладавшие поэтому различными цивилиза-ционными мироощущениями. Скрепление такого необычайного разнообразия осуществлялось верховной монархической властью.» Прочность существования данного государства на рубеже веков зависела как от политики верховной власти, так и от уровня активности тех национальных групп, которые боролись за расширение своих прав в составе империи или же за выход из нее.
В начале XX века существовали и другие империи. Британская и Французская носили ярко выраженный колониальный характер. К этому же стремилась и Германская империя. Австро-Венгерскую империю составляли народы, в основном равнозначные по культурно-историческому уровню развития. Россия не была похожа ни на одну из этих империй.
Помимо монархической власти Российскую империю скрепляло многонациональное дворянское сословие. В конце XIX века лишь чуть больше половины дворян считали своим родным языком русский. Вот почему власть в России стремилась опираться на дворянское сословие любого народа империи. Она считала его надежным институтом для поддержания имперского характера государства.
Законодательное деление подданных на сословия являлось характерной чертой Российской империи. Ведущее сословие — дворянство разделялось на два разряда: потомственное и личное. Первое приобреталось фактически по наследству или продвижением до определенного уровня на государственной службе и могло передаваться жене и детям. Личное приобреталось получением на государственной службе чине коллежского асессора или какого-либо ордена и распространялось только на жену. Лишенное реформой 1861 г. исключительного права на земельную собственность, российское дворянство, сохраняя государственные привилегии, все более теряло реальное политическое влияние.
Особым сословием было в России духовенство, делившееся на два разряда: черное, или монашествующее, а также белое, или приходское. К данному сословию относилось исключительно православное духовенство. Исполняя духовно-религиозную функцию, духовенство находилось под значительным влиянием государства.
Под городскими обывателями понималось не все городское население, а лишь торгово-промышленное, делившееся на сословия: почетные граждане, гильдейское купечество, мещане; к сельским обывателям относились крестьяне и казаки.
Самым массовым в России было крестьянское сословие, составлявшее около 80% населения.
Важную роль в России играло казачество. В начале XX века в стране насчитывалось 11 казачьих войск. Казачье мужское население несло службу в течение 20 лет, за что наделялось неотчуждаемым земельным паем. Власть рассматривала казачество как одну из вернейших опор государства.
Вместе с тем сословная структура общества размывалась все более вторгавшимися в реальность буржуазно-рыночными отношениями и переставала быть несущей конструкцией государства в целом.
Управление и законы. По форме правления Россия к началу XX столетия являлась самодержавной монархией. Статья 1-я основных законов государст-
ва гласила: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Такой тип государственной власти подразумевал ее собственную независимость от каких-либо иных государственных учреждений, например парламента. Самодержавная монархия имела религиозно-православное освящение: монарх считался «помазанником Божьим». Но главное — самодержец являлся единственным легитимным источником законов. Право издавать законы принадлежало только ему.
Монархия в России считалась наследственной, по началу первородства, с предпочтением мужского пола женскому (по закону о престолонаследии, принятому при Павле I).
В структуре монархического правления центральную роль играла императорская фамилия. Все члены императорской фамилии обязаны были быть православными. Поэтому немецкие и датские принцессы, выходя замуж за мужчин из дома Романовых, принимали православие. Близость к монарху создавала для многих членов фамилии реальные возможности влияния на политическую и экономическую жизнь страны. Нередко их действия противоречили интересам иных групп в царском окружении. Вот почему влияние членов императорской фамилии на царя постоянно подвергалось критике, вызывало недовольство. Политическая формула «добрый царь — плохое окружение» получала все большее распространение в различных слоях общества.
Совещательным органом в России являлся Государственный совет, существовавший с 1810 г. Его задача формулировалась так: «Подавать императору мнения по вопросам законодательства». Если Государственный совет не приходил к единому мнению, монарху представлялись различные точки зрения. Решение по ним принимал он единолично, при этом мог встать на точку зрения меньшинства.
Одним из высших органов государства оставался с петровских времен «правительствующий» Сенат, исполнявший с 1802 г. функции суда, надзора и толкования законов.
Непосредственная исполнительная власть принадлежала министерствам. Среди них важнейшими были: внутренних дел, военное и военно-морское, финансов, иностранных дел, народного просвещения. Деятельность министерств объединялась Комитетом министров. Впрочем, этот Комитет не являлся правительством в привычном смысле слова. В России до 1906 г. не существовало должности премьер-министра, которому бы подчинялось правительство. Каждый министр докладывал о делах своего министерства непосредственно императору. Ему также напрямую подчинялись генерал-губернаторы и градоначальники Москвы и Петербурга. Громоздкая бюрократическая система служила опорой самодержавия. К началу XX века в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 300 человек. Малые оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции.
Казалось, что спокойное развитие страны на основе привычного уклада жизни будет продолжаться бесконечно. Подобные ощущения наиболее полно выразил еще в 1897 г. государственный секретарь, а впоследствии министр внутренних дел В. К. Плеве: «Россия имеет свою отдельную историю и специальный строй», «имеется полное основание надеяться, что Россия будет избавлена от гнета капитала и буржуазии и борьбы сословий». Исполнительские структуры не осознавали необходимости готовиться к глубоким рыночным преобразованиям, на пороге которых стояла Россия.
Судебное устройство основывалось на судебной реформе 60-х гг. XIX века. В стране функционировал суд присяжных. Для судебных процессов были характерны гласность и состязательность сторон. Однако не было отменено принятое вскоре после убийства террористами императора Александра II «Распоряжение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия и приведении определенных местностей империи в состояние усиленной охраны», по которому виновность того или иного лица, подозреваемого в политических преступлениях, определялась не судом, а субъективным мнением чиновников.
Охраной государственной безопасности занимался Департамент полиции. Его сотрудники и агентура действовали достаточно эффективно и были неплохо осведомлены о многих явлениях в нарастающем антиправительственном движении.
Важное место в жизни государства Российского занимала армия. К началу XX века ее численность превысила 900 тыс. человек. В стране существовала всеобщая воинская повинность, а наряду с ней и развитая система льгот и отсрочек от призыва. Льготы распространялись на единственных сыновей, старших братьев — кормильцев младших, учителей и врачей. Неграмотных в армии обучали чтению и письму. Офицерский корпус был в целом высокопрофессионален.
В организации жизни страны серьезную роль играло местное самоуправление, традиции которого уходят в России в глубь веков. Законодательно оно было закреплено в 60—70-е гг. XIX века в форме земств и городских дум. Они избирались представителями крестьян, землевладельцев и горожанами. В сферу их компетенции входили медицина и дорожное строительство, статистика и агрономия, народное образование и страховое дело. Земства активно способствовали росту народной инициативы, направленной на положительное переустройство местной жизни. Нередко земства, правда, подвергались критике за недостаточную способность к самоорганизации, обилие бесплодных дискуссий вместо конкретных дел. К началу века в результате правительственной политики, стремившейся усилить роль дворянства, оно стало преобладать и в земствах. Над земствами усиливалась бюрократическая опека. Результатом этого стало нарастание оппозиционных настроений в земском движении.
Аналогом земств в городах было городское самоуправление. К выборам в городские думы допускались только домовладельцы.
В сельской местности многое определялось «миром», т. е. сельской общиной, которая считалась одной из опор как народной жизни вообще, так и самодержавного строя в особенности.
Система законов, действовавшая в стране, была хорошо отрегулирована и затрагивала массу эконо-
мических, социальных и культурных проблем. Квалификация правоведов России оценивалась в мире очень высоко. Однако в правовом регулировании нуждались вопросы рынка, взаимоотношений работодателей и наемных работников, купли-продажи земли — словом, все то, что относится к развитию рыночных отношений. Не был отрегулирован и круг вопросов, определяющих права граждан на участие в выборах, которые, естественно, противоречили идее самодержавной монархии.
Верховная власть и государственный аппарат пытались совместить традиционные устои в организации власти с намерениями проведения реформ, конечная цель которых до конца не осознавалась. Так, 26 февраля 1903 г. в императорском Манифесте говорилось об убежденности «хранить вековые устои Российской державы», подавлять «смуту». Также провозглашалось намерение расширять свободу вероисповедания и идти по пути ослабления «сословной неравноправности» крестьян, т. е. большинства населения страны.
Внешняя политика России. К началу XX века Российское государство представлялось иностранным наблюдателям как мощная сила. На протяжении царствования императора Александра III (1881—1894) Россия не вела войн. Александр III заслужил звание «царя-миротворца». Такую же политику публично обещал продолжить и император Николай II. Российская дипломатия стала инициатором проведения в 1899 г. международной конференции в Гааге по ограничению вооружений. Однако эта конференция так и не смогла принять каких-либо конструктивных решений. Крупные европейские державы заверяли друг друга в мирных устремлениях, но фактически начали гонку вооружений, завершившуюся через полтора десятилетия мировой войной.
Российское государство искало союзников. Еще с конца 80-х — начала 90-х гг. XIX века начинается русско-французское сближение, которое явилось политическим ответом на усиление в Европе позиций Германии. Это сближение было взаимовыгодным, так как Россия к этому времени находилась с Гер-
манией в состоянии «таможенной войны», подрывавшей российский хлебный экспорт в эту страну, франция же, заключив союз с Россией, выходила из» изоляции, в которой оказалась после поражения во франко-прусской войне 1870—1871 гг.
Таким образом, исподволь в Европе начали складываться два военно-политических блока: блок Германии и Австро-Венгрии, ставший в будущем Тройственным союзом, и блок России и Франции, превратившийся в «Сердечное согласие» (Антанту). Европейская роль России в начале XX в. усиливалась также и потому, что Российская империя традиционно считала своей обязанностью выступать в защиту народов, относившихся к числу православных: сербов и македонцев, черногорцев и болгар. Более того, во многих странах, населенных славянскими народами, усиливались панславистские настроения. Центром славянского мира идеологи панславизма считали Россию, что давало российской дипломатии возможность активного проведения своей политики в Восточной и Центральной Европе.
Традиционным политическим и военным оппонентом России считалась Османская империя, которая в начале XX века находилась в глубоком кризисе. Ее слабость побуждала многих российских политиков и общественных деятелей ставить вопрос о решении важнейшей, по их мнению, политической задачи: овладения Константинополем (Стамбулом) и превращения черноморских проливов Босфор и Дарданеллы в российскую принадлежность. Закрепить свое влияние в Турции стремились также Великобритания и Германия, что создавало почву для их постоянных трений с Российской империей.
Но если европейское дипломатическое направление не создавало иллюзий быстрого успеха, а мечты о приобретении черноморских проливов излагались скорее в теоретической плоскости, то дальневосточное направление российской внешней политики стало в первые годы XX века самым привлекательным. Здесь, на Дальнем Востоке, сконцентрировались дипломатические, военные и экономические интересы ряда государств.
Еще в 1891 г. началась постройка величайшей в то время магистрали — Сибирской железной доро-
ги. С военной точки зрения российское руководство стремилось обеспечить коммуникации для переброски войск с целью обороны Амурской и Приморской областей. Экономически сооружение дороги было выгодно России, так как с окончанием строительства путь в Китай через Сибирь сокращался по сравнению с движением через Суэцкий канал в два с половиной раза. Это превратило бы в перспективе Россию, как докладывал царю министр финансов С. Ю. Витте, в «крупного посредника в торговом обмене» и «крупного производителя и потребителя, ближе всего стоящего к народам Азиатского Востока». Планы самого С. Ю. Витте в этом направлении были далеко идущими: он считал, что Россия должна осуществить экономическое завоевание Китая.
С 1897 г. начинается строительство Китайско-Восточной железной дороги. Одновременно заключается российско-китайский оборонительный союз, направленный против Японии. В 1898 г. Россия арендует у Китая Порт-Артур. Все это вместе обозначило главное направление российской экспансии начала XX века — Дальний Восток. Российские войска по договору с Китаем начали располагаться в Маньчжурии.
Наиболее радикальную позицию в вопросе быстрого продвижения России на Дальний Восток занимала группа лиц из высшего света, которую возглавлял отставной офицер Кавалергардского полка А. Безобразов. Они имели личные экономические интересы, создав компанию по эксплуатации природных богатств Кореи. Данная группа получила название «безобразовской клики». «Безобразовцы» требовали немедленного присоединения Маньчжурии к России.
Однако и относительно осторожная политика Витте и откровенно агрессивная политика «безобра-зовцев» не учитывала ряд объективных факторов. Во-первых, явно завышалась реальная экономическая мощь России. Сил у империи было недостаточно. Во-вторых, была недооценена активность Японии как основного соперника России в этом регионе. Япония соглашалась только лишь на признание «железнодорожных» интересов России в Маньчжурии, требуя в то же время полной свободы для себя.
В-третьих, не были верно учтены интересы в Китае таких стран, как США и Англия, поддерживавших Японию. Союзник России — Франция заявила о своем нейтралитете в русско-японских противоречиях. Неожиданно поддержку России оказала Германия. Но и это было объяснимо: германская дипломатия была заинтересована в том, чтобы Россия как можно глубже увязла на Дальнем Востоке и не препятствовала экспансионистским планам Германии уже в самой Европе. Так к началу 1904 г. Россия оказалась в дипломатической изоляции.
Следует учесть, что весь комплекс российской политики, названный «большой азиатской программой», не встречал сочувственного отклика среди значительной части образованного общества. Явно или скрыто внешняя политика правительства подвергалась критике в самых различных кругах. В свою очередь общественность и публицистика европейских стран и США, заинтересованных в ослаблении влияния России на Дальнем Востоке, постоянно писали об «особой агрессивности» России. Тем не менее неопровержимым историческим фактом является то, что 27 января 1904 г. именно Япония стала агрессором. Почти за неделю до этого российское правительство направило правительству Япрнии послание, в котором шло на важные уступки Японии, настаивая лишь на том, чтобы Япония не использовала Корею в «стратегических интересах». Но Япония специально задержала передачу этого послания в русское посольство в Токио. Правительство Японии, сославшись на «медлительность» России, разорвало с ней дипломатические отношения, а японская эскадра атаковала русские корабли на рейде Порт-Артура. Началась русско-японская война.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Письмо Л. Н. Толстого Николаю II
16 января 1902 г. Любезный брат,
такое обращение я счел наиболее уместным потому, что обращаюсь к Вам в этом письме не столько как к царю, сколько как к человеку-брату. Кроме того, еще и потому,
что пишу Вам как бы с того света, находясь в ожидании близкой смерти.
Мне не хотелось умереть, не сказав Вам того, что я думаю о Вашей теперешней деятельности и о том, какою она могла бы быть, какое большое благо она могла бы принести миллионам людей и Вам и какое большое зло она может принести людям и Вам, если будет продолжаться в том же направлении, в котором идет теперь.
Треть России находится в положении усиленной охраны, т. е. вне закона. Армия полицейских — явных и тайных — все увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных, политическими, к которым причисляют теперь и рабочих. Цензура дошла до нелепостей запрещений, до которых она не доходила в худшее время 40-вых годов. Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся все жесточе и жесточе и чаще. Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высыпаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития и везде готовятся и неизбежно будут новые и еще более жестокие.
И как результат всей этой напряженной и жестокой деятельности правительства, земледельческий народ — те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, …нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением. И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное отношение к нему.
…Если лет 50 тому йазад при Николае I еще стоял высоко престиж царской власти, то за последние 30 лет он, не переставая, падал и упал в последнее время так, что во всех сословиях никто уже не стесняется смело осуждать не только распоряжения правительства, но самого царя и даже бранить его и смеяться над ним.
Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением. И потому поддерживать эту форму правления и связанное с нею православие можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел.
…Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, только в том, чтобы, став во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей. Для того же, чтобы быть в состоянии сделать это, нужно прежде всего дать народу возможность высказать свои желания и нужды и, выслушав эти желания и нужды, исполнить те из них, которые будут отвечать требованиям не одного класса или сословия, а большинству его, массе рабочего народа.
Ко всем гражданам цивилизованного мира (Из прокламации ЦК партии эсеров, 1902 г.)
Вынужденная решительность наших средств борьбы не должна ни от кого заслонять истину: сильнее, чем кто бы то ни было, мы во всеуслышание порицаем, как это всегда делали наши героические предшественники «Народной Воли», террор, как тактическую систему в свободных странах. Но в России, где деспотизм исключает всякую открытую политическую борьбу и знает только один произвол, где нет спасения от безответственной власти, самодержавной на всех ступенях бюрократической лестницы,— мы вынуждены противопоставить насилию тирании силу революционного права.

Смотрите так же:

Leave a Comment