Брянск

Первоначальное название укрепления, ставшего впоследствии городом Брянском,— Брынь, затем — Дебрянск. Возникло оно на высоком правом берегу Десны против устья р. Снежеть, среди лесов. Впервые упоминается в летописи под 1146 г., когда оно входило в состав Черниговского княжества. С 1252 г. — стольный город удельного Брянского княжества, основанного в 1246 г. князем Романом Черниговским, перенесшим свою столицу из Чернигова, разоренного Батыем. Брянское княжество, сильнейшее в Чернигово-Северской земле, утверждалось в постоянной борьбе со Смоленском и Литвой, которой удалось-таки завоевать его в 1356 г. До 1500 г. управлялось вассальными князьями или наместниками Великого княжества Литовского и Польско-Литовского государства.

При Петре I Брянск был заново укреплен в связи с опасениями приближения к Центральной России шведских войск в ходе Северной войны (напомним, что укреплялась даже Москва). В 1737 — 1739 гг. здесь была построена корабельная верфь, на которой строились корабли для похода в Турцию. Но корабли оказались непригодными, и верфь прекратила существование. В 1738 г. в Брянске создан арсенал для изготовления осадной, полевой и горной артиллерии (до 60 орудий в год), а также лафетов разных принадлежностей.

По территориально-административному делению начала XVIII в. Брянск был причислен к Киевской губернии, в 1778 г. определен уездным городом Орловского наместничества (с 1796 г. — губернии).

В 1870-х гг. Брянск включается в промышленное развитие. Здесь создается акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического заводов. Оно выпускало железнодорожные рельсы, вагоны, платформы и цистерны, а с девяностых годов и паровозы.

К тому времени в городе насчитывалось более 13 тыс. жителей. Из других предприятий следует назвать канато-прядильные, табачные, кирпичные, лесопильное и мукомольное. Местные жители промышляли арендой садов у помещиков, содержанием крупорушек, мелкой торговлей, перегонкой скота из южных губерний к столицам и даже хлебопашеством. Значительной была торговля лесом, пенькой, конопляным маслом, закупаемыми в различных местах и отправляемыми в Москву и (через Гжатскую пристань) к Рижскому и Петербургскому портам.

В ходе гражданской войны, когда разруха страны привела к остановке многих заводов, Брянский паровозостроительный занимался ремонтом поездов, бронепоездов, вагонов, выполнял другие военные заказы, а в 1930-е гг. был реконструирован и расширен, значительно вырос и сам город. Но боевые действия в ходе оборонительных и освободительных боев в годы Великой Отечественной войны, оккупация города (октябрь 1941 г.— сентябрь 1943 г.) разрушили его. Восстановление началось с машиностроительного (паровозостроительного) завода, который уже в 1946 г. выпустил первый паровоз серии «Л» (позднее он освоил изготовление паровых турбин, маневренных тепловозов, судовых двигателей).

Современный Брянск насчитывает более 200 тыс. жителей (в 1956 г. в его состав вошел г. Бежица). Здесь получили развитие передельная металлургия, производство строительных материалов, легкая промышленность, пищевая, деревообработка.

Брянск — крупный транспортный узел. Отсюда уходят дороги на Москву, Киев, Харьков, Гомель, Смоленск, Орел и Вязьму. Сам город делится на четыре административных района, различных по внешнему облику и экономическому значению. Ядро города — Покровская гора. На левобережье Десны — привокзальный район. Индустриальная основа города — его северная часть, где при слиянии Десны и Болвы был расположен город Бежица. В последние годы на северо-западе сформировался новый промышленный район.

Есть в городе институты, театр, краеведческий музей.

Герб Брянска

Герб БрянскаВ червленом щите золотая мортира, сопровождаемая по сторонам пирамидами ядер натурального цвета.

Утвержден 16 августа 1781 г.

Сообщение об использовании исторического герба.

Большой выбор недорогих качественных паровых Конденсатоотводчиков с доставкой по всей | могилев казино Джекпот