Славяне пришли на берега Шексны в X — XI вв. и постепенно, несколькими волнами обжили эти места, заселенные финно-угорским племенем весь. Синтез двух культур породил трогательное в своем очаровании и простоте народное искусство, особенно в его декоративно-прикладных видах.
Ранняя история собственно Череповца сходна с историей многих городов России. Здесь, при слиянии рек Шексна и Ягорба, предположительно с 1362 г. был основан Воскресенский монастырь. Как это часто бывало и в других местах, рядом сформировалась подмонастырская слобода, а неподалеку и большое торговое село Федосьево.
Монастырь неоднократно подвергался разорениям и пожарам, в 1611 г. приходил сюда и польско-литовский отряд, затем еще дважды — в 1613 и 1618 гг. По писцовой книге 1626 г. на его месте оставалась лишь теплая Троицкая церковь с приделом Сергия Радонежского. Сами эти названия невольно связывают монастырь с обителью святого Сергия. А подтверждением тому служит и предание, по которому основателями монастыря стали иноки Троице-Сергиева монастыря Феодосии и Афанасий Железный Посох.
Но есть и другое предание. Плыла, дескать, императрица Екатерина Великая по Шексне. Остановилась на отдых. И едва сойдя на берег, споткнулась об овечий череп. Посему и повелела поставить город Череповцы или Череповец. Сказка — ложь, но в ней намек. Действительно, монастырь был упразднен в 1764 г., а город учрежден в 1777 г. Впрочем, Череповская волость была известна и веком раньше. С 1780 г. Череповец становится уездным городом Новгородской губернии.
Вскоре город получил план регулярной застройки и «образцовые фасады» одно- и двухэтажных зданий. Исследователи считают план этот весьма удачным. Он органично включал в себя сложившиеся ансамбли площадей, соотнесен с ландшафтом и условиями окружающей среды. Его центральной осью стал Воскресенский проспект, связавший ансамбль Воскресенского монастыря с торговой площадью Федосьева. И хоть числилось в городе немногим более 500 жителей, но в нем открылись присутственные места, долженствующие быть в уездном городе (на короткое время — 1796 — 1802 гг.— уездный статус Череповца упразднялся). Основным занятием жителей города стало обслуживание Мариинской системы.
К концу XIX в. в Череповце насчитывалось почти 7 тыс. жителей. Здесь было 5 промышленных предприятий, самое крупное из которых — лесопильный завод. В городе была открыта учительская семинария, женская гимназия, реальное училище и другие учебные заведения, земская больница.
Современный Череповец — крупный центр металлургии и химической промышленности. Его население в 1992 г. составило 316 тыс. человек, что превышает население областного центра — Вологды. Построены в Череповце и предприятия, связанные с судостроением, машиностроением, деревообработкой. Есть в городе педагогический институт, военно-инженерное училище радиоэлектроники.
Известен Череповец и своим музеем, открытым в конце XIX в. В его фондах хранятся археологические памятники 3 — 2 тысячелетия до н.э., коллекция древнерусских икон, деревянная скульптура, рукописные книги. В Череповце сохранился дом, в котором родился знаменитый художник-баталист В.В.Верещагин. Стараниями сотрудников музея он тщательно отреставрирован.
Современный облик Череповца, полностью реконструированного в связи со строительством металлургического комбината в 1948 — 1955 гг., продиктован архитектурными тенденциями времени, но на границе старого и нового города разбит парк, ставший гарантией сохранения целостности исторической части Череповца.
Герб Череповца
Щит пересечен и полурассечен. В верхней части серебряный щит с лазуревой оконечностью. В серебряном поле два черные медведя поддерживают золотое с трежвечником на спинке кресло с червленым сиденьем, на котором крестообразно поставлены золотые же скипетр и крест. В лазуревой оконечности четыре плывущие серебряные рыбы в пояс: 2+2. В нижней части в правом червленом поле стилизованная каменная гора. В левом лазуревом поле серебряное солнце, испускающее серебряные же лучи, сопровождаемое слева стилизованным черным рулем.
Сообщение об использовании исторического герба города (ранее утвержден 29 марта 1811 г.).