АБХАЗЫ


АБХАЗЫ, А п с у а (самоназв.). Численность в Российской Федерации 7,3 тыс. чел. А. — коренное нас. Абхазии (93,3 тыс. чел., 1989). Живут также в Турции, Сирии, Иордании, дисперсно — в нек-рых странах Зап. Европы, в США. Говорят на абх. яз., диалекты абжуйский (лежит в осн. лит. яз.) и бзыбский. Письменность на рус. графич. основе. Верующие — христиане (православные) и мусульмане-сунниты.

Абхаз в традиционном костюме играет на национальном музыкальном инструменте.

А. — автохтонное нас. Кавказа. В древности предки А., как и родственных им адыгов, составляли часть обширного конгломерата племен, населявших Вост. Причерноморье. С древнейших времен на этнич. терр. А. развивались земледелие и скотоводство. Характерным памятником местной культуры 3—2 тыс. до н. э. являются дольмены, свидетельствующие о контактах со средиземноморским миром. Во 2-й пол. 1-го тыс. Абхазия испытала сильное влияние др.-греч. культуры, проводником к-рой были города-колонии Диоскурия, Питиунт, Гюэнос. К нач. н. э. образовались две родственные племенные группы — апсилы и абазги, в результате слияния к-рых сформировалось этнич. ядро А. В дальнейшем А. вели упорную борьбу против захватнических устремлений Византии и Ирана. В 8 в. процесс поли-тич. консолидации завершился возникновением Абхазского царства, достигшего расцвета при царе Леоне II в 80-е гг. 8 в., когда были значительно расширены пределы гос-ва, а столица перенесена в Кутаиси — центр присоединенных западногруз. земель. В 10 в. в результате династич. брака между абх. Леонидами и груз.

Традиционное жилище.

Багратидами Абхазия вошла в состав Груз, гос-ва, однако после разгрома Грузии монголами (13 в.) вновь обрела независимость. Внутриполитич. положение позднесредне-вековой Абхазии характеризовалось острым соперничеством отд. феодально-клановых группировок; сепаратистским тенденциям противостояли сила и авторитет центр, власти владетельного князя Абхазии. На В. А. противостояли попыткам западногруз. гос. образований Мегрелии и Имерети захватить прилегающие абх. земли, но и сами неоднократно проникали в глубь соседних терр. На 3. А. поддерживали традиц. связи с родств. адыгскими народами, а через генуэзские фактории на черноморском побережье получили экономич. выход на рынки Бл. Востока и Юж. Европы. В 18 в. необходимость выбора политич. курса в обстановке противостояния в регионе Российской имп. и Турции породила в Абхазии борьбу прорусской и нротурецкой партий. Владетельный князь Келешбей Чачба-Шервашидзе взял курс на сближение с Россией, но в 1808 был убит. Его сын, глава заговора, Асланбей провозгласил себя владетелем Абхазии и вассалом Османской империи, но был свергнут при рус. воен. помощи своим младшим братом Георгием, обратившимся к императору Александру I с «просительными пунктами» о покровительстве России над Абхазией.

17 февр. 1810 был издан манифест о присоединении Абхазии к России. Традиц. основы внутр. самоуправления Абхазии поначалу сохранялись, но в 1864 владетельное княжество было упразднено. Абхазия, получив наименование Сухумский воен. отдел, позднее — Сухумский воен. округ, была включена в систему рос. адм. управления. Это вызвало нар. восстание 1866, к-рое было жестоко подавлено. В 1870-е гг. А. пережили этнпч. катастрофу: спасаясь от жестокое nil колон, режима, подталкиваемые царской администрацией и местными князьями ок. 200 тыс. А. (св. половины их численности) были вынуждены покинуть Абхазию (т. н. махаджирство, изгнание). А. устремились в разл. провинции Османской империи, где впоследствии образовали обширную абх. диаспору. Махаджирство нанесло жестокий удар по этнокультурному и демография, развитию А. На опустевшие абх. земли устремился поток переселенцев — грузин, русских, армян, греков, эстонцев и др.

После Февр. революции 1917 начался процесс политич. самоопределения Абхазии. Абх. нац. лидеры поддерживали идею гос. интеграции северокавказского региона в рамках провозглашенной в мае 1918 Горской Респ. В июне 1918 в Абхазию вошли войска Грузинской Демократич. Респ. 31 марта 1921 была провозглашена Сов. Социалистич. Респ. Абхазия, что означало возрождение нац. государственности А. В дек. 1921 Абхазия заключила с Грузией союзный договор, к-рый конституировал между гос-вами фактически федеративные .отношения. Однако в 1931 Абхазия была непосредственно включена в состав Грузии на правах авт. респ. В 1920-е — нач. 1930-х гг. были достигнуты определенные успехи в развитии нац. культуры. Вместе с тем в ходе политич. репрессий погибли мн. выдающиеся представители абх. народа. Проводилась политика грузинизации Абхазии; преподавание абх. яз. изъято из программы школьного обучения и заменено грузинским яз., письменность переведена с лат. (введенной в 1928) на груз, графич. основу (с 1954 вновь на осн. рус. алфавита), мн. абх. топонимы заменены грузинскими, затруднено социальное продвижение А. Внедрялся тезис об этнич. тождестве грузин и А. На терр. Абхазии переселяли грузин из внутр. обл. Грузии.

Со второй половины 1950-х гг. мн. атрибуты нац.-культурной жизни А. были восстановлены. В 70—80-е гг. среди А. зародилось национальное движение, возглавленное радикально настроенными представителями абх. интеллигенции. Осн. целью движения было изменение гос.-правового положения Абхазии, в частности в форме выхода из состава Груз. ССР с последующим присоединением к РСФСР. Массовые выступления А. под этими лозунгами имели место в 1957, 1964, 1967, 1978. Возникновение в 1988 Нар. Форума «Аидгылара» придало движению организованный характер, было сформулировано требование возвращения Абхазии статуса суверенной респ. К этому времени абх.-груз, отношения были отягощены межэтнич. столкновениями в июле 1989. 25 авг. 1990 была принята Декларация о гос. суверенитете. После распада СССР противоречия между руководством Абхазии и центр, властями Грузии еще более углубились. В авг. 1992 груз, войска вошли на терр. Абхазии, начались воен. действия. В июле 1993 подписано соглашение о прекращении огня.

Осн. традиц. занятия А. — земледелие, отгонно-пастбищное скотоводство, пчеловодство, охота. В 20 в. А. освоили табаководство, выращивание чая, цитрусовых. Чрезвычайно разбросанные, протяженные абх. селения лишены четкой планировки и состоят из удаленных друг от друга усадеб хуторского типа, окруженных садами, огородно-пахотными участками и виноградниками. Старинные дома были плетенными из гибких прутьев орешника или рододендрона, круглые или четырехугольные в плане, со скатной соломенной крышей. Впоследствии появились дощатые жилища (акуаскьа) — приподнятые над землей на столбах, много-комнатные, с крытой дранкой скатной крышей; по фасаду тянулся просторный балкон, деревянные детали к-рого искусно украшались резьбой. В настоящее время А. строят каменные или кирпичные, обычно двухэтажные, многокомнатные дома. Предметы традиц. интерьера — низкие столики и скамеечки, пристенные лежанки ныне полностью заменены совр. фабричной мебелью.

В основе традиц. одежды общегорско-кавказский комплекс муж. и жен. костюма: у мужчин — бешмет, черкеска, зауженные шаровары, бурка, башлык, папаха, непременной деталью были наборные пояса с кинжалом; у женщин — приталенное платье с клинообразным вырезом на груди, к-рый закрывался металлическими застежками, на талии носили пояс, голова покрывалась платком, концы к-рого лежали на плечах. С определенного возраста девушки начинали носить матерчатый корсет (айлакь), препятствовавший чрезмерному развитию грудных желез, что соответствовало традиц. эстетич. стандартам. Старинная деревянная жен. обувь (акапкап) представляла род ходу-лек, крепившихся на двух довольно высоких поперечных подставках. С нач. 20 в. начался активный процесс европеизации одежды, к-рый привел к практически полному вытеснению из повседневного обихода ее традиционных видов.

Пища А. отличается разнообразием. Осн. место в ней занимает блюдо из кукурузной (раньше из просяной) муки — мамалыга (абыста), являющееся как повседневным, так и праздничным кушаньем. Существует неск. видов абысты, различающихся по технологии изготовления и используемым в качестве добавок продуктам. Широко потребляется вареная фасоль. Не меньшее значение имеют молоко (в осн. кислое) и молочные продукты, в частности сыры, к-рые служат также существ, компонентом в приготовлении ряда блюд. В мясном рационе А. представлены особо почитаемые за вкусовые достоинства козлятина, говядина, баранина, мясо домашней птицы. Характерной особенностью пищи А. является наличие острых подлив и соусов, а также аджики — приправы из толченых перца, чеснока и трав. Ни один абх. стол не обходится без зелени и фруктов. Из напитков наиб, популярным является виноградное вино, из сластей — мед. Традиц. пища А. сохранилась до наших дней практически без изменений. Застольный этикет А. тщательно регламентирован. Этикетные нормы застолья варьируют в зависимости от повода трапезы, возрастного и социального статуса участников, степени взаимного знакомства и др. Семейный быт отличался патриархальностью. Взаимоотношения домочадцев определялись нормами обычаев избегания, половозрастными статусами индивидов, сохраняющими в рудиментарном виде значение по сей день. Важное место занимали обычаи соседской и родств. взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести, а также почитания старших. Старики и сегодня пользуются в семье и обществе подчеркнутым почетом и уважением, что является одной из социальных причин феномена абхазского долгожительства.

Одним из наиб, ранних памятников устного нар. творчества является героич. нартский эпос. Выделяются также сюжеты о герое-богоборце Абрскиле, карликах-ацанах и др. Разнообразны жанры муз. фольклора: героические, трудовые, охотничьи, обрядовые песни. Народная хореография представлена групповыми и сольными танцами, с уникальной пальцевой техникой для мужских партий. Нар. искусство воплотило богатые традиции ткачества, вышивки, плетения, деревообработки. Традиц. верования, влияние к-рых сохраняется и поныне, включали разветвленный пантеон языч. божеств, главными из к-рых были верховный бог Анцва, боги охоты Ажвейп-шаа, молнии Афы, кузнечного ремесла Шашвы, покровительница земледелия Джаджа и др. Важным элементом языческого культа А. было почитание священных деревьев, гор, мест фамильно-родовых молений. К 4 в. среди А. распространяется христианство, ас 16 в. — ислам, уживавшиеся с древними языч. воззрениями. Этнопсихологич. установки А. во многом формировались под влиянием традиц. нормативного комплекса апсуара (букв, абхазство): передававшегося в устной традиции свода морально-этич. норм и установок, к-рый жестко регламентировал отношения индивида к обществу и природе. Составной частью апсуара были тщательно разработанные этикетно-поведенческие нормы, напоминающие куртуазные манеры европ. рыцарского средневековья. Бытовое поведение А. и сейчас носит несколько церемонный характер.

Первыми абх. литераторами были С. Званба (1809—55), публиковавший в российской печати этнографич. очерки об А., и Г. Чачба-Шервашидзе (1846—1918), создававший свои беллетристич. произведения на груз, и рус. языках. Основоположником нац. литературы является Д. Гулиа (1874—1960). В дальнейшем широкую известность приобрели произведения С. Чанба, И. Когониа, Л. Лабахуа, И. Папаскири, Б. Шинкуба, А. Гогуа, И. Тарба, Н. Тарба и др. Своеобразную отрасль абх. литературы составляет творчество круп, русскоязычных абх. писателей — Г. Гулиа, Ф. Искандера. У истоков профессионального изобразит, искусства стоял художник А. Чачба-Шервашидзе (1868—1968). Профессиональный театр зародился в 1920-х гг. В настоящее время делаются первые опыты по созданию нац. кинематографии. Развивается абх. наука, наибольшие успехи к-рой достигнуты в гуманитарных областях знания.

На Руси было известно Абхазское царство, его жители — обезы для позднейших рус. летописцев олицетворяли даже все нас. Зап. Закавказья. С вхождением Абхазии в состав России дворянско-княжеское сословие А. довольно быстро интегрировалось в аристократич. элиту империи. В рос. столицах получали образование мн. молодые А., на родине они пополняли ряды нац. интеллигенции. Живя в России, мн. А. вносили свой вклад в разл. сферы её гос. и обществ, жизни: в рус. армии служили офицеры - А. А. Чачба-Шервашидзе был известнейшим декоратором Мариинского театра. В сов. период мн. А. получили образование в рос. вузах, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону. Постоянное абх. нас. в России — это гл. обр. жители городов (в 1989 — 6,1 тыс. чел., 84,5% общего числа А. России). Большинство владеет родным языком: абх. яз. в качестве родного назвали 65%. Для остальных при сохранении этнич. самосознания родным языком является русский (в 1989 — 1,9 тыс. чел., т. е. 31,2%; большинство остальных свободно им владеет). У нек-рых А. родными языками являются укр., белорус., кабардинский, карачаевский, осетинский, татарский. В основном это представители смешанных семей, второе или третье поколение А., проживающих в России. Рос. А. сохраняют тесные связи с родиной, где у них проживают родственники, стараются культивировать нац. традиции в домашнем быту (пища, внутригрупповые нормы общения). В последнее время ряд абх. общин объединяются организационными рамками. Наиболее активна абх. община в Москве, где действует об-во абх. культуры «Нартаа», под эгидой к-рого проводятся нац.-культурные вечера, работает воскресная школа, издаётся печатный орган.