АВАРЦЫ


АВАРЦЫ, Маарулал (самоназв.). А. — коренное нас. Дагестана. Численность в России 544,0 тыс. чел. (1989), включая родственные андийские, цезские народы, арчинцев, в т. ч. в Дагестане 496,1 тыс. чел. Живут также в Чеченской Респ., Калмыкии, кроме того, в Азербайджане (44,1 тыс. чел.), в Грузии (4,2 тыс. чел.), в Казахстане (2,8 тыс. чел.). Общая числ. 601,0 тыс. чел. Говорят на аварском языке, имеющем диалекты, к-рые делятся на 2 группы: сев. наречие — зап. (салатавский), вост. и центр, (хунзахский) диалекты; юж. наречие — андалальский, анцухский, гидатлинский, карахский, батлухский, закатальский (джарский). Письменность на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.

Традиционная одежда.

Осн. масса А. живет во внутреннегорной и альпийской зонах, в 1940—60-е гг. часть переселилась на равнину. В Сев. Азербайджане компактно проживают в Закатальском и Белоканском р-нах. С А. связывают известные со 2-й пол. 1 тыс. до н. э. племена легов, гелов, каспиев, утиев и др., сближают упоминаемых Птолемеем (2 в.) савиров, с 5 в. терр., заселенная А., известна как царство Серир (по перс.-араб, источникам) — крупнейшее полит, образование в ср.-век. Дагестане; с 14 в. в дагестанских хрониках оно наз. Аварией. Этноним А. производят от имени царя Серира Авар (6 в.). А. входили в состав Аварского и Мехтулинского (обр. в 18 в.) ханств и многочисл. (ок. 40) «вольных обществ» — союзов сельских общин (Андалал, Анцух, Гидатль, Гумбет, Карах и др.). «Вольные общества» были и у А. Закавказья (Джаро-Белоканские). Ханства и «вольные общества», имевшие свои культурно-бытовые особенности и диалекты, находились в союзных отношениях, осн. на разл. соглашениях и общих обычаях (адат).

Единая правовая система и политич. консолидация способствовали выработке т. н. гьоболмацI («язык гостя», или болмацI, «язык войска»), к-рый был положен в осн. лит. яз. С 16 в. существовала письменность на араб, графич. основе (аджам). В 15 в. повсеместно утвердился ислам. Круп, учеными были Шахбан из Обода, Мухаммед из Кудутля, Дамадан из Мегеба, Мухаммед Тахир аль-Карахи. Консолидации А. способствовала общая борьба за независимость с внешним врагом (татаро-монголами, арабами, турками, персами). Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией, терр. Дагестана отошла к России. А. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—59). В результате адм. реформ 60-х гг. А. вошли в состав Аварского, Андийского, Гунибского округов. К А. стали проникать товарно-денежные отношения, расширились торгово-экономические связи, появились пром. рабочие, нац. интеллигенция, купечество. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). В 1928 письменность А. была переведена на лат. графич. основу, в 1938 — на русскую.

Женщина в традиционном головном уборе с серебряными украшениями.

Традиционные занятия — скотоводство и пашенное земледелие. Археол. и письм. источники свидетельствуют о древности происхождения и развитых формах земледелия у А. В горных р-нах и предгорьях земледелие сочеталось со скотоводством, в высокогорье ведущая роль принадлежала скотоводству. Создавали искусств, террасные поля, укреплённые каменными стенами на сухой кладке; террасирование сочеталось с устройством дренажа. Практиковали трехъярусное использование участков (под фруктовыми деревьями сажали кукурузу, в междурядьях — бобы, картофель, овощи), беспаровой севооборот, чередование с.-х. культур. Поля удобряли навозом, золой. В горных долинах была развита система орошения (каналы, желоба, дерев, колёса-самокачки).

Сбивание масла.

Орудия труда: деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, кирка, малая коса, серп, молотильные доски, волокуши, вилы, грабли, дер. лопата; в садоводч. х-вах в горных долинах пользовались особой лопатой для ручной вспашки. Возделывали ячмень, пшеницу, голозерный ячмень, рожь, овёс, просо, бобовые, кукурузу, картофель. Из техн. культур сеяли лен и коноплю. Зерно мололи на водяных мельницах с горизонтальным колесом. В горных долинах занимались садоводством и виноградарством; имелись эндемичные сорта. Выращивали персики, абрикосы, черешню, яблоки, груши, алычу и др. Практиковалось домашнее сушение фруктов, с кон. 19 в. — переработка их на кустарных консервных заводах, а также вывоз за пределы Аварии на продажу и для обмена на зерно. Из лучших сортов винограда делали на продажу вино. С кон. 19 в. начали выращивать лук, чеснок, в сов. период — капусту, огурцы, помидоры. В сов. время усилилась зональная специализация, в ряде р-нов действуют филиалы пром. предприятий, консервные заводы.

Селение Чох.

Считается, что уже в эпоху бронзы скотоводство на терр. А. имело оседлый характер. Разводили мелкий (овец, коз), а также кр. рогатый скот, лошадей, ослов, мулов. Преобладало, особенно в высокогорных р-нах, овцеводство, к-рое уже с 16 в. развивалось как товарная отрасль с географич. разделением труда. Традиц. породы овец грубошерстные (андийская, гунибская, аварская), в сов. время появились и тонкорунные. В высокогорной зоне преобладало отгонное скотоводство, в горной — стойлово-выгонное в сочетании с отгонным (овцеводство), в предгорной — стойлово-выгонное. Подсобные занятия — охота (дикие козы, олени, туры, лисы и др.) и пчеловодство (особенно в садоводч. р-нах). Домашние промыслы и ремесла: жен. — ткачество (сукно, ковры), вязание из шерсти (носки, обувь), выделка войлока, бурок, вышивание; муж. — обработка кожи, резьба по камню и дереву, кузнечное, чеканка по меди, оружейное, ювелирное, изготовление деревянной утвари. Сукна выделывались с древности (имеются средневековые археол. находки) и считались лучшими в Дагестане, вывозились за его пределы (особенно белые — в Тбилиси); фабричными тканями сукно было вытеснено лишь в нач. 20 в. Имеются археол. находки 8—10 вв. бронзовых ажурных поясных пряжек, блях.

Аварец с национальным музыкальным инструментом (чагана).

Выделяется серебряное дело (мастера работали на продажу и на заказ), наиб. кр. центры — Согратль, Ругуджа, Чох, Гоцатль, Гамсутль, Унцукуль. Выделывали кинжалы, газыри, наборы для сбруи, муж. и жен. пояса, жен. украшения (браслеты, кольца, цепочки, бляхи, подвески, ожерелья, серьги и др.), в сов. время — также посуду, разл. предметы быта. Изделия 19 в. часто повторяли более старые образцы. В Гоцатле в 1958 был осн. художеств, комбинат. Техника металлообработки: гравировка, чернение, филигрань (особенно накладная), насечка, зернь; применяли вставки из натуральных камней, цветного стекла, цепочки и др. наборные детали. В совр. искусстве Гоцатля большую роль играет техника чернения.

С кон. 19 — нач. 20 вв. мировой известностью пользуются изделия из Унцукуля: предметы быта (трубки, портсигары, шкатулки, трости, палки, чернильные наборы, коробочки, шкатулки и т. д.) из кизилового дерева с тонкой насечкой (узор геом.) из серебра, меди, позднее и мельхиора; в сов. время здесь открыта худ. фабрика. Осн. центры коврового произ-ва — Хунзахский, Тляратинский р-ны, часть с. Левашинского и Буйнакского р-нов: ворсовые и безворсовые двухсторонние ковры, гладкие двухсторонние паласы, узорные войлочные ковры, циновки чибта (к шерст. пряже добавлена болотная осока), мелкие ковровые изделия (переметные сумки хурджины, наседельники, попонки, подушки и т. д.). Резьбой по дереву занимались почти в каждом селении; ею украшали наличники окон и дверей, колонны, подбалки столбов, балконы, мебель, лари и др. предметы утвари, посуду. Осн. виды резьбы — контурная, плоскосилуэтная, трехгранновыемчатая. Резьбой по камню украшали фасады жилых домов, мечетей, надмогильные памятники. Особенно славились резчики из ее. Ругуджа, Чоха, Куядинских хуторов (Гунибский р-н). Традиц. мотивы орнамента — стилизованные изображения животных, астральные символы, геометрические, растительные, ленточные узоры, плетёнка.

Традиционное жилище.

В высокогорье поселения небольшие (30—50 домов), по возможности вблизи речек, в горах — как довольно крупные (300—500 домов) на склонах гор, на краю обрывов, так и средних размеров на вершинах хребтов, скальных уступах (в труднодоступных местах). Все они ориентированы на юг. Планировка скученная, дома тесно прижимаются друг к другу, образуя сплошную стену вдоль узких кривых улиц, часто крытых и напоминающих туннели. Многие селения укреплялись боевыми башнями, а на окрестных высотах стояли сигнальные башни. Новые кварталы (с кон. 19 в.) менее скученны. Обществ, центр — мечеть и площадь для нар. собраний. Круп, селения первоначально делились на кварталы, к-рые занимали отд. туху-мы. Селения, расположенные террасо-образно на склонах, имеют ступенчаторядовую планировку, переселенческие поселения на равнине, строившиеся по стандартным проектам, — уличную. При расширении населенных пунктов применяется и свободная планировка.

Аварка.

Традиц. жилища каменные с плоской земляной крышей одноэтажные, двух-, трёхэтажные, 4—5-этажные башнеобразные дома с отд. входом на каждом этаже, дома-крепости с башней. Хоз. помещения размещались на нижних этажах, рядом с домом, выносились вне селения в отд. кварталы. В предгорной зоне жилые и хоз. постройки располагались внутри небольшой усадьбы. Жизнь семьи проходила в одной комнате, в центр. Аварии она была больших размеров (80—100 м2) с деревянным хранилищем (цагур) во всю стену и открытым очагом в центре. В конструкцию хранилища входил орнаментированный глубокой резьбой опорный столб. Очаг и столб олицетворяли семью, её благополучие, идеологическое единство родств. группы. Одно помещение с камином, нарядно обставленное, предназначалось для проведения торжеств и приема гостей. Хлебопекарные устройства сооружались в спец. помещениях коллективного пользования. В кон. 19 в. появились дома из тесаного камня, с шир. окнами и дерев, полами, верандой по фасаду, двускатной крышей с железным покрытием. Жилище украшали резьбой по камню, петроглифами, розетками, тимпанами, кольцами, жгу-тообразным бордюром, худ. кладкой. Совр. жилище одноэтажное и двухэтажное многокамерное, крытое железом или шифером, с застекленной террасой.

Аварцы в традиционной одежде.

Традиц. муж. одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет (гужгат), черкеска (чуха). Головной убор — папаха, башлык, редко войлочная шляпа. Зимой носили овчинные шубы (накидка с большим откидным воротником без рукавов или с длинными ложными рукавами, приталенные с вшивными рукавами), бурку. На ногах носили вязаные носки, чарыки из сыромятной кожи, чувяки с ноговицами, сафьяновые, войлочные, шерстяные (вязаные) сапоги. В костюм входил кожаный ремень. Жен. одежда состояла из штанов, платья-рубахи, длинного распашного платья с двойными рукавами (хабалай). Зимой носили меховые шубы, покроем похожие на мужские, наплечные накидки. Обувью служили кожаные чувяки с мягкой подошвой, туфли (мачуял), башмаки, вязаные и войлочные сапоги. Жен. вязаные носки и сапоги отличались от муж. высотой голенищ, цветом и характером орнамента. Головные уборы различались по обществам. На волосы надевали чохто (чепец или капюшон с мешочком для кос), сверху покрывало (мучу) или фабричный платок. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохто, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, монетами, ажурными бляшками, кольцами на висках. Украшения — бусы, серебряные цепочки, нагрудные подвески, медальоны, пояса, браслеты, кольца. Совр. одежда в основном фабричная, пожилые люди продолжают носить шубы, папахи из каракуля, вязаные носки, чувяки, чохто простого мешкообразного покроя.

Традиц. пища мучная и мясо-молочная. Распространённые блюда — хинкал (неск. видов и из разной муки) с варёным мясом, брынзой, простоквашей, чесночной приправой, каши из муки, супы из бобовых, вареники с травами, сваренные вместе зёрна пшеницы и кукурузы с фасолью, заправленные жиром. Пекли хлеб на закваске и пресный, блины на сыворотке, пироги чуду с разл. начинками. Мясо употребляли свежее и сушёное, в виде колбас. Важное место в питании занимали молоко, масло, творог. Слабоалкогольный напиток (ч!аг!а) готовили из солода и толокна из голозерного ячменя, в горных долинах изготовляли виноградное вино. В совр. питании при сохранении традиционной основы появились закуски, соленья, варенья, чай, макаронные изделия, борщ, соусы, плов, голубцы, картофельные блюда. Традиц. социальная орг-ция — сел. община, включавшая патриархальные кровнородственные объединения — тухумы. Уже в 19 в. преобладали терр. связи, нарушался принцип родств. расселения. Управление осуществляли выборные лица и сел. сход (джамаат), в к-ром участвовало все взрослое нас. При выборах соблюдался принцип представительства тухумов. В состав управления входили старшина, сел. судьи — чухби, адильбази (от 1 до 5 чел., обычно избирались на 1 год). Старшине помогали выборные глашатаи (эли) и исполнители (тулгаки). Джамаат решал вопросы водопользования, строит-ва и ремонта дорог, выборов муллы, найма обществ, пастуха, следил за сроками сенокошения на обществ, участках, уборки урожая.

Традиц. форма семьи — малая. Придерживались эндогамии (родств., вну-тритухумная, сел.). Семейные отношения регулировались нормами шариата, но фактически женщине принадлежала ведущая роль в решении многих семейных и хоз. дел. Счет родства патрилинейный. Сильны были традиции внутри тухумной солидарности. Осн. форма брака — сговор (со сватовством), отмечались случаи выдачи замуж малолетних, люлечное обручение. Калыма не было. Свадебный обряд длился неск. дней, в нём принимало участие всё селение. В нек-рых селениях свадьба начиналась в доме дружки жениха, на второй день переносилась в дом жениха. Стороны жениха и невесты застолье устраивали отдельно. Выделяется обряд перехода невесты в дом жениха, с закрытым лицом, в сопровождении подруг; молодёжь селения перегораживала им дорогу, требуя выкуп. Свадебным пиршеством руководил специально выбранный тамада. Молодежь устраивала танцы под зурну и барабан. Существовал обряд первого выхода молодой (в сопровождении подруг) к источнику, после чего она приобщалась к хоз. жизни новой семьи. Отмечали рождение первого ребенка, особенно торжественно праздновали появление на свет мальчика: отец возвещал об этом выстрелом, в семье резали барана и собирали гостей.

Один из гл. праздников — день первой борозды (оцбай), открывавший цикл весенне-полевых работ. Он сопровождался ритуальной вспашкой, магич. действиями, устраивались пиршество, скачки, разл. игры. Свободное время мужчины посвящали в осн. играм (типа шахмат, шашек) и воен.-спорт, занятиям (особенно борьбе, бегу, метанию камня, джигитовке, скачкам). Существовали мужские союзы (гьоркьо рукъ). Обществ, жизнь регулировали обычаи взаимопомощи, гостеприимства, кровной мести. Нормы поведения — уважение старших, строгое соблюдение адатов, этикета. Принуждающей силой выступало обществ. мнение. Развит фольклор: ист. предания, сказки, пословицы, поговорки, плачи, песни — колыбельные, лирич., героич. («О сражении с Надиршахом», «Хочбар», «Ахульго» и др.), исполнявшиеся без музыки и под музыку. Муз. инструменты: чагьана (смычковый), чагур, тамур-пандур (струнные), лалу (вид свирели), зурна, бубен, барабан. Разнообразны танцы: быстрые (гIодоб), медленные (хIерен), мужские, женские, парные, коллективные. Развита нар. медицина. Сохранялись пережитки домусульм. верований: почитание природных явлений, небесных светил, святых мест, обряды вызывания дождя и солнца, избавления от болезней, сглаза. Высокого уровня достигли профес. литература (Г. Цадаса, Р. Гамзатов, Фазу Алиева и др.), искусство, наука.