АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ


АНДИЙСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в составе андоцезских (андо-дидойских) народов Дагестана: андийцы, ах-вахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, тиндалы, чамалалы. Общая числ. в Рос. Федерации (вместе с цезскими народами) — 55—60 тыс. чел. (1992, оценка). Коренное нас. высокогорья Зап. Дагестана, родственны аварцам. Говорят на андийских яз., имеющих большое кол-во диалектов. Распространены аварский, чеченский (у андийцев, ботлихцев, годоберинцев), азерб. яз. Письменность гл. обр. на рус. и аварск. яз. на рус. графич. основе. Верующие — мусульмане-сунниты.

Андийцы живут на юж. отрогах Андийского хребта, по левым притокам р. Андийское Койсу. К Ю.-З. от них, в котловине в басе. р. Ансадирил — Тлар, притока Андийского Койсу, живут ботлихцы, западнее — годоберинцы. На Ю.-В. от ботлихцев и годоберинцев, по правым притокам р. Андийское Койсу, на зап. отрогах Богосского хребта — каратинцы. Южнее, на зап. и вост. склонах того же хребта, по правым и левым притокам Андийского Койсу, живут ахвахцы. На юж. склонах Андийского хребта, на левобережье живут чамалалы, напротив них, на сев. склоне Богосского хребта, на правобережье — багулалы, выше по этому же берегу Андийского Койсу — тиндалы. Часть А. н. в сов. время переселилась на равнину, в Кизлярский, Хасавюртовский, Бабаюртовский и Кизилъюртовский р-ны. В Азербайджане живут гл. обр. в Зака-тальском р-не. Почти в каждом селении можно обнаружить языковые особенности, иногда они проявляются в разл. возрастных (тиндинский яз.), реже в половых группах («языки» мужчин и женщин в багулальском с. Хуштада). В целом андийские языки представляют цепь языков и диалектов, плавно переходящих друг в друга. Аварский яз. является языком общения А. н. между собой и с цезскими народами. Письменность с 16—17 вв. существовала на араб, графич. основе (аджам), с 1928 — на осн. лат. алфавита, с 1938 — на осн. русской графики.

Существует версия, что андийцы были вытеснены из Передней Азии ассирийским царем Саргоном II и переселились на Кавказ (поел. четв. 8 в. до н. э.). В числе др. восточнокавк. народов здесь их в 1 в. н. э. упоминает Плиний Старший. Топонимич. данные свидетельствуют, что андийцы занимали обширные терр. вниз по течению р. Андийское Койсу, где их, видимо, ассимилировало авароязычное местное нас. Часть андийцев, осевшая по ср. и верх, теч. Андийского Койсу, дала начало ботлихцам, годоберинцам, каратинцам, ахвахцам, багулалам, чамалалам и тиндалам.

Историю А. н. в значит, мере определяла их борьба против аварских (хунзахских) ханов, к-рую вели союзы сельских обществ А. н. и в одиночку и объединив усилия. Подобные объединения ситуационного характера возникали между двумя, тремя и более союзами, также при столкновениях из-за границ угодий, уплаты коллективного долга, по вопросам кровной мести и др. По Гюлистанскому миру 1813 между Россией и Ираном терр. Дагестана отошла к России. А. н. принимали активное участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—59). В результате адм. реформ 60-х гг. вошли в состав разл. наибств Андийского и Гунибского округов Дагестана. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). По переписи 1926 андоцезских народов насчитывалось 40,1 тыс. чел. В последующих переписях А. н. включались в состав аварцев.

Осн. традиц. занятия — пашенное террасное земледелие и отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство. В горных долинах занимались садоводством, для ботлихцев садоводство было осн. занятием. Часть пашен и садов у ботлихцев, андийцев, годоберинцев, каратинцев и др. были поливными, но преобладало богарное земледелие. Выращивали ячмень, пшеницу, рожь, овес, полбу, с 19 в. — кукурузу и картофель; абрикосы, яблоки, груши, сливу, хурму, виноград. Занимались пчеловодством. Разводили овец аварской и андийской пород, коз, кр. рогатый скот великокавказской породы, лошадей дагестанской породы. Скот содержали на присельских пастбищах, в разгар лета перегоняли на высокогорные пастбища, осенью — на арендованные зимние пастбища на равнине или в Азербайджане. Андийцы, ботлих-цы, годоберинцы и каратинцы в осн. пользовались собств. пастбищами. Гл. пахотное орудие — деревянный безотвальный плуг с тяжелой деревянной подошвой и железным лемехом. Практиковали оставление участков под паром, севообороты, удобрения, сортировку семян и подготовку их к севу, прополку. В наши дни А. н. занимаются гл. обр. животноводством (в осн. отгонным овцеводством) и земледелием (ботлихцы — садоводством), на равнине — земледелием.

Андийцы далеко за пределами Кавказа славились производством бурок. Каратинские сукна («каратинские шали») вывозились на рынки России и Закавказья. Повсеместно были развиты кузнечное ремесло, выделка деревянной утвари, плотницкое и столярное ремесла, обработка камня и др. Андийцы и каратинцы занимались соледобычей, в сел. Ботлих изготовляли керамические кувшины, ахвахцы шили овчинные шубы. С 19 в., особ, со 2-й его пол. росла товарность производства.

Разделение труда по полу было жестко регламентированным. Мужчины разбрасывали навоз по пашне, пахали, сеяли, молотили, выпасали скот, перегоняли его, доили и стригли овец, косили сено, занимались стр-вом и ремонтом жилых и хоз. помещений, заготовкой дров, уходом за лошадьми и быками, изготовлением и починкой с.-х. орудий, орудий ремесла и домашнего обихода, всеми видами промыслов и ремёсел, кроме обработки шерсти.

Традиц. социальные отношения — патриарх. А. н. были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев. Судопроизводство было осн. на обычноправовых установлениях (адатах) и нормах мусульм. права (шариате). Существовали военно-политич. образования — союзы сел. общин («вольные общества»). В случае необходимости союз собирал ополчение из всех боеспособных мужчин, конных и пеших, к-рым руководил дибир (мулла) гл. селения союза либо избранный предводитель. Для решения общесоюзных вопросов собирались старейшины джа-маатов. Высший орган общины — сход мужчин с 15-летнего возраста. Исполнит, власть находилась в руках выборных старейшин и 2—3 исполнителей; имелся глашатай. С 60-х гг. 19 в. общество избирало и старшину, к-рый стал гл. фигурой в аппарате сел. управления.

Преобладающая форма семьи — малая; пережиточные формы неразделенной семьи сохранялись лишь эпизодически, в силу экон. целесообразности. Вплоть до 30—40-х гг. 20 в. сохранялось значение патриарх, кровнородств. объединений — тухумов. В джамаате было от 2— 3 до 7—8 тухумов. Главы тухумов чаще всего являлись старейшинами. Разнообразную помощь и поддержку члену общества оказывали тухум и ближайшие родственники по отцовской (преим.) и материнской линиям. Родство по мужской линии было приоритетным и принималось в расчет до детей троюродных и четвероюродных братьев и сестер. Главой семьи был отец, считавшийся полновластным распорядителем судеб домочадцев и семейного имущества (за исключением приданого жены). Жена — хозяйка дома, без участия которой не решался фактически ни один из семейных вопросов. Младшие подчинялись старшим, женщины — мужчинам, все — главе семьи. До 40-х гг. 20 в. сохранялись рудименты мужских союзов (многодневные муж. увеселит, собрания).

Ныне для решения местных нац.-культурных, адм., хоз. задач А. н. созданы землячества, объединяющие б. ч. мужчин. Селения располагались по склонам ущелий, планировка — ступенчато-кучевая. В селение, как правило, вела лишь одна тропа, в наиб, уязвимых местах строились трех-четырехъярусные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были обращены глухими стенами с бойницами. В центре селения располагалась мечеть; имелось неск. годеканов — мест сбора взрослых мужчин, главный обычно у мечети.

Жилища и хоз. постройки каменные, прямоугольные в плане, чаще одноэтажные или двухэтажные. Применялся и саманный кирпич. При одноэтажных домах хоз. службы находятся в небольшом, огороженном со всех сторон дворе. В двухэтажных строениях под хоз. службы отводился первый этаж, под жилье — второй. Крыши плоские, земляные. Лари для хранения продуктов и нередко сеновалы часто выносились за пределы усадьбы. В домах и особенно хоз. постройках нередко использовали турлучные конструкции. Дома, как правило, имели открытые галереи или лоджии. Часто прибегали к арочным конструкциям. Иногда дома строили из гладко тесанного камня. Повсеместны худ. обработка камня и резьба по дереву. Орнаментальные мотивы — солярные символы, лабиринты, спирали, розетки и др.

Муж. одежда общедаг. типа: овчинные папахи, разновидности овчинных шуб, бурка, бешмет, черкеска. Штаны с зауженными штанинами, без ширинки, на вздержке. Рубаха туникообразная, без воротника, с подкладкой на спине, с длинными рукавами без манжет. Обувь разнообразная: из одного куска сыромятной кожи со швами спереди и у пятки, кожаная на подошве, типа галош, сапоги с войлочным голенищем и кожаным низом, мягкие сапожки из хрома местной выделки, сапоги на твердой подошве и с каблуком типа русских, деревянные башмаки и др. Носили шерстяные носки, войлочные, шерстяные или кожаные ноговицы. С подросткового возраста голова брилась наголо, с 15 лет оставляли усы, с 25 — бороду. До 60-х гг. 19 в. атрибутом муж. костюма был кинжал. Жен. одежда: платки, шали, иногда овчинные шубы. Головной убор — чепец-накосник чухту, различавшийся у каждого народа. Носили 2— 3 разновидности платьев-рубах (тунико-образных, отрезных по талии с рукавами и воротами разл. форм), штаны, скроенные из двух полотнищ, с ластовицей, на вздержке. Обувь — такая же, как у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. До нач. — сер. 19 в. мужчины и женщины иногда носили овчинные рубахи и штаны. Украшения: серебряные кольца, браслеты, налобные, височные, нагрудные, нашейные, серьги, бусы производства кубачинских, лакских, аварских мастеров. Волосы заплетали в две косы, у пожилых волосы на затылке подстригались.

Пища в осн. мучная и мясомолочная. Потребляли много фруктов, а также дикорастущих растений, плодов и кореньев. Осн. продукты питания — мука, крупы, толокно, сушеное и свежее мясо, сыр, свежие и сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепешки, неск. разновидностей хинкалов; из муки и круп готовили каши; мясо ели чаще всего вареным, с хинкалом, иногда жарили; готовили пироги типа чуду — с творогом, с мясом, с зеленью и др.; с теми же начинками — вареники, курзе.

Во время религ. праздников (дни окончания поста, поминовения умерших, день рождения Пророка) принято накрывать праздничные столы, резать жертвенных баранов, совершать жертвенные раздачи продуктов, проводить семейные, тухумные и джамаатские моления, посещать с поздравлениями и подарками родственников, друзей, соседей, односельчан. Во время календарных праздников (дни первой борозды, встречи зимы, начала важнейших сельскохозяйственных работ, вывоза навоза на поля, пахоты и сева, первой прополки, жатвы, выпечки первого хлеба нового урожая, сенокоса, перегона овец на зимние пастбища, возвращения с зимних пастбищ, начала охоты, сезона дойки овец, их стрижки и т. д.) организуются спортивные состязания, процессии ряженых, прыгают через костры и т. д.

Литература и фольклор двуязычны — на аварск. и родном яз. У каждого из А. н. разработан свой с.-х. календарь, развита нар. медицина. В быту пережиточно сохранялись языческие представления: вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и т. д.