ГАГАУЗЫ


ГАГАУЗЫ, гагаузы (самоназв.). Числ. в Рос. Федерации 10051 чел., в т. ч. группы в Тюменской обл., Хабаровском крае, в Москве и С.-Петербурге. Живут также в Молдавии (153,5 тыс. чел.), на Украине (31,9 тыс. чел.), 1 тыс. чел. в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии. В значит, мере ассимилированные др. народами Г. проживают также в Болгарии, Румынии, Греции, Турции, Канаде и Бразилии. Говорят на гагаузском яз. Письменность на основе лат. алфавита. Верующие — православные.

Гипотезы о происхождении Г. много-вариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюрк. яз. и др. В Турции популярна сельджукская теория, согласно к-рой Г. — потомки малоазийских турок, переселившихся в 13 в. под руководством султана Изеддина Кейнавуса в Добруджу и вместе с тюркоязычными куманами (половцами) южнорусских степей основавшими здесь «Огузскую державу» («Узиеялет»). До переселения Г. с Балкан в Россию (Бессарабию) они состояли из двух групп: «хасыл Г.» (настоящие Г.) и «болг. Г.». Вероятнее всего, основу Г. составили тюркояз. кочевники (огузы, печенеги, половцы). Европ. исследователи рассматривали в качестве вероятных предков Г. тюркояз. протоболгар, в 670-е гг. пришедших на Балканы с берегов Волги.

В 13 в. их потомки приняли христианство. Однако сведения о распространении среди верующих перевода Нового Завета на тур. язык (издан библ. обществом в Лондоне с использованием греч. алфавита) отсутствуют. В рус.-тур. войнах кон. 18 — нач. 19 вв. Г. выступали на стороне России. Они переселялись в опустевшие степи Юж. Бессарабии, преим. в Бендерский и Измаильский уезды. В 1861—62 группа Г. поселилась в Таврической губ. В ходе реализации столыпинской агр. реформы часть Г. в 1912—14 переселилась в Казахстан. В годы коллективизации группа Г. осела в Узбекистане, к-рая ради сохранения гражд. прав идентифицировалась с болгарами (до сих пор Г. в с. Майском Ташкентской обл. считают себя болгарами).

Фольклорный ансамбль.

В 1959—89 числ. Г. возросла на 59,7%. Однако в 70-е гг. прирост Г. сокращался в 2,5 раза (в Молдавии почти в 3 раза) по сравнению с 60-ми гг. из-за ассимиляторской политики респ. властей. В 1970-е гг. одна треть Г. проживала в городах, остальные в сел. местности. На рубеже 1980-х гг. доля горожан возросла до 36%. Относительно устойчиво сохранялось владение родным языком (в 1959 — 94,3%, в 1970 — 93,6%, в 1979 — 89,3%, в 1989 — 87,4%), рус. языком свободно владели в 1970 — 63,3%, в 1979 — 68,0%, в 1989 — 71,1%. Г. слабо представлены в сфере управления, обслуживания, в науке, культуре.

Основу традиц. занятий Г. составляли животноводство с преобладанием овцеводства и земледелие, сочетающее хлебопашество и огородничество с виноградарством. Традиц. жилище состоит из трёхка-мерного дома, с завалинкой и верандой вдоль стены, поддерживаемой столбиками; стены комнат украшены коврами преимущественно с растительным орнаментом, полотенцами, на полу ковровые дорожки.

В кон. 19 в. женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком. Дополнял жен. костюм большой чёрный платок. В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательные атрибуты жен. костюма серьги, браслеты, бусы, в т. ч. ожерелье из золотых монет (лифт). Муж. одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс, шляпа — летом, каракулевая меховая шапка (колпак) — зимой. У чабанов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины (мешин) мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины (кюрк), иногда декорированная красной или зеленой строчкой.

В нар. кухне оседлых Г. прослеживаются многие черты прошлого кочевого быта (в особой обработке молока, хранении мяса, творога, брынзы в шкуре и т. д.). Важное место в питании занимал хлеб. С выпеканием хлеба, калачей, пресных лепёшек связан ряд семейных праздников и обрядов. Излюбленное блюдо — слоеные пироги (кыырма), начинённые брынзой, залитые перед выпечкой сметаной. Лакомыми считались пироги с измельченной тыквой и сладкие пироги на первом молоке отелившейся коровы. Особое место в нац. кухне занимают круто наперченные соусы (манжа), приготовленные из жидкой кашицы, обжаренной вместе с луком, и мясо, приправленное соусом из помидор и перца. К обеду и ужину подаётся красное домашнее вино. Непременный компонент праздничной пищи — холодцы, приготовленные из голов и ножек животных.

Трад. гагауз, обряд курбан (известный по описаниям сер. 19 в.), сочетавший приготовление пшеничной каши (булгур) с жертвенным бараном, а также сохранившийся культ волка позволяют просматривать этнокультурные связи Г., с одной стороны, с Балканским миром, а с др. — с кочевыми степными цивилизациями. В 1990 на 1-м съезде нар. депутатов всех уровней (сельских, поселковых, районных, ССР Молдова и Союза ССР) от р-нов компактного проживания Г. была принята декларация о создании Гагаузской Респ.