ГИНУХЦЫ
ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), гьенухъал (аварск.), гьенокъас, гьенохъалас (бежтинск.), и н о х ъ е л и (груз.), народ в Рос. Федерации. Числ. 0,6 тыс. чел. (оценка). Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на гинухском яз. Распространены также аварский, гунзибский, бежтинский, цезский и грузинский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.
Селение Гинух (на заднем ллане — минарет мечети). |
Живут у подножья Главного Кавказского хребта в басе. р. Андийское Койсу на склоне горы Охтлъо, в с. Гинух (Гьино). Незначит. часть переселилась на равнину (Кизилъюртовский, Кизлярский р-ны). Занимали свою этнич. терр. уже со 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. Упоминаются как жители Зап. Дагестана в груз, хрониках раннего средневековья. Поддерживали тесные экономим, и политич. отношения с Грузией. С древнейших времен входили в состав военно-политич. союза Дидо. С 15 в. — в Анцухо-Капучинском союзе конфедерации Антль-Ратль, затем в составе Кидеринского сельского общества вошли в Дидойский (Цезский) союз сельских общин. В раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 — 2-й пол. 18 вв. были исламизированы. Согласно Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией, терр. Дагестана отошла к России. С 1840-х гг. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля (1834—59). Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев 1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран, были изгнаны. В 1886 в с. Гинух насчитывалось 7 х-в с 35 жителями (в 1841 — 100 х-в). После адм. реформ 1860-х гг. вошли в состав Кидеринского наибства. С 1921 в составе Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). По данным Е. М. Шиллинга, в 1947 Г. насчитывалось 244 чел. В 1944 Г. принудительно были переселены на терр. чеченцев; в 1957 вернулись на свою терр.
Хозяйственно-жилой комплекс. |
Осн. традиц. занятие — скотоводство, гл. обр. овцеводство, с периодич. перегонами скота с сельских пастбищ на летние, с летних — на зимние. Развито было содержание скота на хуторах, стойловое содержание. Разводили курдючных овец тушинской породы, коров горской породы, коз; занимались коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс. В небольших количествах сажали лук, чеснок, табак. Гл. орудие земледелия — горский безотвальный деревянный плуг с тяжёлой деревянной подошвой и железным лемехом. Агротехнич. приёмы: пар, плодосеменной севооборот, удобрения. Пашня не поливалась. Разводили пчёл, занимались охотой. С кон. 19 — нач. 20 вв. земледелие и скотоводство начинают приобретать товарный характер. Дом. ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жестко регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Вывозили шерсть, шкуры, масло, сыр, строит, лес; ввозили хлеб, железо, орудия труда, ткани, соль и пр. Осн. занятия в наши дни: отгонное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и полеводство в с. Гинух и его окрестностях, полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения; среди мужчин развито отходничество (в составе строит, бригад) на Сев. Кавказ, в Ср. Азию, внутр. р-ны России и др.
Пастбище на склонах Главного Кавказского хребта. |
В быту значительное место занимали патриархальные отношения. Основа традиц. соц. организации — община — джамаат скотоводов-воинов с выборными (с 17—18 вв.) старейшинами; со 2-й пол. 19 в. выбирали также старшину. Ее высший орган — сел. сход; сел. управление включало старшину, старейшин, духовенство, двух-трех исполнителей, глашатая. Старейшины, они же главы патриарх, кровнородств. объединений -— тухумов, выполняли также функции судей. Судопроизводство осн. на обычноправовых нормах (адатах), семейные и имуществ. споры разбирались дибиром (муллой) на осн. шариата. Прибегали и к третейскому суду. Сохранялось судопроизводство, осн. на присяге с привлечением родственников — соприсяжников. Близкими считались родственники с отцовской (гл. обр.) и материнской стороны до четвероюродных братьев и сестер родителей и их детей. Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделенной семьи. Глава семьи — старший мужчина. Его жена — хозяйка дома. Главе семьи безоговорочно подчинялись, мать уважали и считались с нею. Младшие дети слушались старших, сестры старались услужить братьям. Осн. форма брака — брак сватовством; др. формы (увод женщины, уход женщины к мужчине, формы левирата, сорората и др.) встречались крайне редко. В осенне-зимний период мужчины собирались на многодневные увеселит. собрания (форма прежних мужских союзов). Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. Б. ч. Г.-мужчин объединилась в землячество для решения местных экон., адм. и пр. проблем, возрождения и развития нац. культуры.
Часть селения Гинух. |
Селение расположено на крутом склоне, у обрыва; боевые башни, охранявшие подступы к нему, не сохранились. Первый ряд домов, примыкавших один к другому, составлял сплошную оборонит, линию. Мечеть и годекан (место вечерних собраний мужчин) располагались в центре селения. Жилища прямоугольные в плане, каменные, гл. обр. двухэтажные, с хлевом на первом и жильём на втором этаже. Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; кое-где сохранились лоджии открытого типа. При усадьбе иногда имеется небольшой полукрытый двор; роль двора нередко выполняет плоская крыша нижерасположенного строения. Сеновалы и помещения для хранения продуктов нередко выносились за пределы усадьбы. В кладке стен и опорных столбов часто встречались деревянные бруски. Архитектурные декоративные приёмы: арочные конструкции, кладка в «елочку», кладка из шлифованного камня, каменные рельефы (солярные знаки, лабиринты, декоративная арабская вязь), резьба по дереву (пропиленный геометрический, растительный орнамент).
Оформление дверного проёма в жилом доме. Селение Гинух. |
Муж. традиц. одежда: туникообразная рубаха, штаны без ширинки на вздержке, бешмет, черкеска, бурка, разл. длиннополые овчинные шубы, полусферич. косматая овчинная папаха, вязаные шерстяные сапоги с местным узорным цветным орнаментом, низкая обувь из одного куска сыромятной кожи (две разновидности), туфли на твердой подошве, мягкие сапоги из местных сортов лайки, войлочная обувь с кожаным низом, башмаки, ноговицы. Со 2-й пол. 19 в. носили сапоги с каблуком русского образца, кавказский ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных (реже — в серебряных) ножнах. Головы брили наголо, отпускали усы и короткую (старики — длинную) бороду. Жен. традиц. одежда: неск. разновидностей туникообразных платьев-рубах, отрезных по талии и распахнутых от ворота до подола платьев; штаны с узкими штанинами, доходящими до щиколоток, на вздержке; чепец-накосник чухту; разл. шерстяные и шелковые платки, теплые шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Материал: овчина, кожа, сукно местного производства; шелк, парча, бархат из России, из Закавказья; со 2-й пол. 19 в. — бязь, ситец, полотно и др. дешёвые фабричные ткани из России. Обувь — та же, что и у мужчин (кроме кожаных сапог и ноговиц). Украшения серебряные с драгоценными камнями: серьги, кольца, браслеты, налобные, нагрудные, нашейные, височные и др. Ювелирная техника: филигрань, зернь, гравировка, чернь. Женщины носили косы, пожилые подстригали волосы на затылке. До нач. 20 в. эпизодически сохранялась мужская и женская овчинная одежда типа штанов и рубах мехом вовнутрь.
Пища в осн. мучная и мясо-молочная; овощи и фрукты привозные. Широко потреблялись разл. съедобные травы, коренья, лесные плоды и ягоды. Продукты питания: мука ячменная, ржаная, пшеничная, со 2-й пол. 19 в. — кукурузная; толокно, солод; мясо сушеное и свежее, колбасы, жир, курдюк; масло топлёное, сыр, реже потребляли мед, урбеч, яйца, сметану, молоко, сливочное масло. Наиб, распространенные блюда — разновидности хинкала и куски теста из толокна (с мясом, курдюком, колбасой, сыром, чесночной подливой и просто так). Пекли также пресные и кислые лепешки, хлеб. Варили каши. Готовили пироги с сыром, травой, мясом (типа чуду), вареники и курзе, молочные и мясные похлебки.
Религ. праздники: окончания поста, поминовения покойных, день рождения Пророка и др. отмечались всеобщим весельем, обильными угощениями, взаимными поздравлениями и т. д. Календарные и производств, праздники: дни выхода быка (праздник первой борозды), прихода зимы, вывоза навоза, первой прополки, жатвы, выпечки хлеба из муки нового урожая, случки, стрижки овец, начала сенокошения, отгона овец на зимние пастбища, возвращения овец, ягнения, день доения овец и др. Устное нар. творчество двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки на аварском и гинухском яз. Разработан нар. сел.-хоз. календарь, развита нар. медицина.
Сохранились традиц. представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом, тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, рощи, озера и т. д., душу, в хранителя дома и семьи Кьин (в образе мыши, паука, сверчка и др.), в безликую вредоносную силу Хъвед, ведьму, похищающую детей, в т. ч. и из утробы матери, — Ххата, злого великана Будалая, убивавшего зверей и людей и похищавшего новорожденных, лешего Паакъ, вредившего домашним животным.