ГОДОБЕРИНЦЫ


ГОДОБЕРИНЦЫ, гъибдиди (самоназв.). Числ. в Российской Федерации ок. 3 тыс. чел. (оценка). Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на годоберинском языке, имеющем диалекты. Распространен аварский язык. Письменность на аварском яз. на осн. русской графики. Верующие Г. — мусульмане-сунниты. Этнич. терр. — левобережье ср. части р. Андийское Койсу, селения Верх. Годобери, Ниж. Годобери, Зибирхали (Ю.-З. совр. Ботлихского р-на) была заселена Г. в эпоху раннего железа (9—8 вв. до н. э.). Предположительно в 1-м тыс. н. э. Г. вошли в военно-политич. союз Дидо (до 14—15 вв.). В 15—16 вв. были ликвидированы местные владетели, на терр. совр. Ботлихского р-на образовался союз сел. обществ Технуцал, в состав которого вошли и Г. Еще в кон. 14 в. часть Г. исповедовала христианство, часть — традиц. верования. Исламизированы Г. в 16 в. Распространение ислама, а затем и арабской письменности способствовали ускорению культурного развития Г. В с. Годобери было открыто медресе. С сер. 16 в. Г. вместе с др. горцами участвовали в борьбе против сефевидского Ирана и османской Турции. По Гюлистанскому миру 1813 между Ираном и Россией терр. Дагестана отошла к России. В период Кавказской войны Г. приняли активное участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. После адм. реформ 1860-х гг. были включены в состав Андийского округа. Тесные связи с Россией способствовали культурно-экономическому возрождению края в целом, Г. в частности. В 1921 вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 — Респ. Дагестан). По переписи 1886 Г. насчитывалось 1172 чел., 1926 — 1512. По сведениям гос. плановой комиссии при СНК ДАССР, на 1 янв. 1938 Г. было 1900 чел. В переписи 1939 и всех последующих Г. включались в состав аварцев. В февр. 1944 жители с. Зибирхали были переселены в Чечено-Ингушетию, в 1957 в Дагестан на равнину в Хасавюртовский р-н, с. Теречное.

Селение Годобери.

Традиц. занятия Г. — пашенное земледелие (пшеница, ячмень, просо, позже кукуруза, использовали деревянный плуг с жел. лемехом, молотильные доски с кремневыми вкладышами, серпы, дерев, вилы, косы) и скотоводство. Была развита хуторская система содержания скота (почти каждая семья имела свой хутор). Важное место в экономике занимали садоводство, виноградарство. Из подсобных отраслей были развиты охота и пчеловодство. Значит, развитие получили домашняя промышленность и ремесла: ткачество, обработка кожи, шерсти, металла, дерева, камня, производство войлока. Предметы вывоза: шерсть, мясо, фрукты; ввоза — керосин, др. фабричные изделия. Осн. совр. занятия — земледелие, скотоводство, садоводство, из подсобных отраслей — пчеловодство. Мн. Г. живут в городах, заняты в пром-сти.

Традиц. поселения расположены на холмах, имеют довольно широкие, неправильно расположенные улицы. Центр селения — небольшая площадь у мечети; здесь же располагался годекан, где мужчины проводили свободное время. Подступы к селениям охранялись сторожевыми и боевыми башнями. Поселения возникали как террито-риально-тухумные, с 16—17 вв. имели чисто территор. характер. Жилище — «годоберинский дом» из камня, дерева, в последнее время — также из самана. В традиц. строит, технике камень конструктивно сочетается с деревом, в каменную кладку для связи бывают заложены горизонтальные брусья. Внешняя (большей частью угловая) подпора зданий часто имеет вид «столбов» из коротких брусьев, уложенных в «клетку» с промежутками, иногда заполненными камнем. Встречаются дома с боковыми стенами из толстого хвороста вертикального переплетения, обмазанного глиной. Традиц. жилище чаще одноэтажное, квадратное в плане, каркасно-столбовое. Хоз. сооружения: бегьва (сеновал), бекьи (хлев), гъинк1уш (амбар), гьинуиши (кладовая), кору (печь). Ныне Г. строят дома совр. типа. Традиц. одежда сходна с одеждой ботлихцев, шилась из материалов местного производства (грубое домотканое сукно, льняное полотно, овчина, войлок, шкуры домашних животных) и привозных (ситец, шелк и др.).

Старая часть селения Годобери.

В основе муж. костюма — туникообразная рубаха (хелу), штаны (барта), бешмет (тегела), черкеска (чухъа), папаха (тIатIа), овчинные шубы разнообразной формы, бурка. Носили пояса (къвали), газыри (расама-ди) и кинжалы (ханжар). Традиц. обувь нескольких типов, различавшихся как по крою, так и по материалу (из сыромяти, сафьяна, войлока и т. д.). В комплекс жен. одежды входили платье-рубаха, платье в талию, штаны, головной убор — букIуру кIаштIа (украшался серебряными монетами, по бокам имел крупные тяжелые нашивные кольца; пожилые женщины продолжали носить его до кон. 50-х гг.), платок — кIази и кожаные с войлочным голенищем сапоги с загнутым носком. В комплекс свадебного наряда включалась безрукавка-жилет кереса, спереди на ее полах пришивалось от 50 до 100 серебряных монет. Состоятельные женщины носили серебряные пояса, кольца, серьги, браслеты, колье. Выдавая дочь замуж, мать должна была дать ей серебряные украшения. Свадебный наряд с украшениями передавался по наследству от матери к старшей дочери. Ныне повсеместное распространение получил гор. костюм; из традиц. жен. костюма сохраняются платки, молодые женщины и девушки носят косынки.

В традиц. пище преобладают молочные продукты (сыр, творог, кислое молоко, сыворотка), распространены блюда из мясных продуктов (колбаса, нутряной жир, курдюк), из муки, растительные (крапива, мята, тмин) и овощные (тыква). Потреблялись легкие хмельные напитки. Наиболее распространенное и любимое блюдо — хинкал с мясом и без него, с приправой.

Амбар для хранения зерна.

В основе традиц. социальной орг-ции — сел. община, большое значение имели патриарх, кровнородств. объединения — тухумы. Семья малая, счет родства ведется по отцовской и по материнской линиям, по прямой линии обозначается до 5-го поколения. Обрядовые традиции наиб, стойко сохраняются в семейной сфере. Браки свободно заключались между членами разных тухумов и между людьми разных аулов. Из соседних народов брачные связи имелись гл. обр. с ботлихцами и с андийцами. Традиц. муж. работы: пахота, сев, полив, ремонт с.-х. инвентаря, уход за скотом, строит, работы и т. п.; жен. работы: приготовление пищи, уборка дома, уход за домашним скотом, воспитание детей, уход за зерновыми и огородными культурами, обмазка дома и т. д. Широко распространена родств. и соседская взаимопомощь. Свадебный ритуал насыщен символикой плодородия. Похоронно-поминальная обрядность сочетает элементы домусульм. и мусульм. обрядов. Наиб, значит, праздники и обряды — праздник первой обрядовой запашки (унса гьаам — «быков вывод»), обряды вызывания дождя и солнца, обряд пурцы ругьибу садакъа (выход скота из хлева на пастбище), обряд хурлъи садакъа, призванный сохранить урожай зерновых от засухи, града, ветра.

Жанры фольклора разнообразны — предания, легенды, сказки, песни, пословицы, поговорки и т. п., нек-рые двуязычны (передаются также на аварск. яз.). Наиб, развит сказочный жанр; популярны легенды и предания о первых поселенцах, о местных героях, о происхождении тех или иных тухумов. Из традиц. видов нар. искусства следует отметить резьбу по дереву и камню (обработка центр, столба с капителью, камни в кладке стен с солярными знаками, надгробия). Развита нар. медицина. Сохраняются домусульм. анимистич. представления (вера в духов, культы предков, деревьев и т. п.).