ТУРКМЕНЫ


ТУРКМЕНЫ, туркмен (самоназв., в рус. лит-ре 18 - нач. 19 вв. - трухмяне, трухмены). Численность в Рос. Федерации 39,7 тыс. чел. (1989, в Астраханской обл. и ряде городов, в респ. Сев. Кавказа). Т. - осн. население Туркмении, числ. 2536,6 тыс. чел. Живут также в Узбекистане (121,6 тыс. чел.), в т. ч. в Каракалпакии (60,2 тыс. чел.); Таджикистане (20,5 тыс. чел.); в Иране (900 тыс. чел.), Афганистане (ок. 400 тыс. чел.), Ираке (300 тыс. чел.), Турции (120 тыс. чел.), Сирии и Иордании. Общая числ. 4300 тыс. чел. Говорят на туркменском яз. 3 диалектные группы: текинский, сарыкский, гокленский, иомудский, карадашлы-алилинский и эрсаринский диалекты; анауский, хасарский, нохурский, човдурский; диалект ставропольских Т. традиционно наз. трухменским яз. Письменность Т. на основе рус. графики. Лит. язык на основе текинского диалекта. Верующие - мусульмане-сунниты.

Типы юрт.

В этногенезе Т. наиболее ранний пласт составили древние ираноязычные кочевые и полукочевые племена (дахи, массагеты, позднее эфталиты и сармато аланы), жившие на терр. совр. Туркмении, а также оседлое ираноязычное зем-ледельч. население зап. Хорезма, средней Амударьи и сев. Хорасана. Это население, особенно полукочевое, уже с 4-6 вв. начало подвергаться тюркизации. Огузы, в большом числе проникшие в пределы Туркмении в 9-11 вв., сыграли важную роль в этногенезе Т., определив, кроме многих черт культуры, их язык и физич. облик. Осн. масса огузов, пришедшая с С.-В. с сельджуками в 11 в., осела здесь и постепенно слилась с местным населением. Происходило формирование туркм. языка. В состав Т. позднее вошли также тюрк, племена неогузского происхождения - кыпчаки, джелаиры и др., в нач. 13 в. - часть татаро-монголов. Процесс формирования туркм. этноса завершился в 14-15 вв., когда после монг. завоевания сложились новые плем. объединения, составившие ядро туркм. этноса: човдурское (човдуры, игдыры, абдалы, арабачи), "внешних" (теке, иомуты, сарыки, эрсари) и "внутренних" (собственно салыры) салыров, а также гоклены. Помимо них и более мелких племен Т. - языров (карадашлы), емрели, баятов и др., на терр. Туркмении в оазисах сохранилось довольномногочисленное ираноязычное население, а в степях жили кочевники из других тюрк, и иран. -племён. В последующие века это население было ассимилировано и вошло в состав Т. В 16-18 вв. происходило массовое переселение многих Т. из зап. Туркмении в юж. р-ны и Хорезмский оазис (в значительной степени вследствие усыхания Сарыка-мышского оз., на берегах к-рого они жили).

Семья.

В 80-е гг. 19 в. Туркменистан был присоединён к России и на его терр. начался процесс подъёма хозяйств, и политич. жизни, несмотря на то, что Т. оказались разделёнными на три части (не считая Т. Ирана и Афганистана): в Закаспийской обл. (основная масса), включённой позднее в состав Туркест. края, в составе Хивинского ханства и Бухар. эмирата. В окт. 1924 создана Туркменская ССР. В 1991 провозглашена независимая Респ. Туркменистан. Традиц. занятием Т. было орошаемое земледелие в сочетании с кочевым и отгонным скотоводством. Т. вели полукочевой образ жизни, при к-ром жители одного аула делились на скотоводов (чарва) и оседлых (чомур) земледельцев. Западные Т. в осн. были скотоводами-кочевниками (овцы, верблюды, лошади), а у нек-рой части Т., жившей в оазисах, преобладало земледельч. х-во (пшеница, джугара, бахчевые, хлопчатник) и разведение кр. рог. скота. Домашние промыслы были почти исключительно женскими. К сер. 19 в. ковроделие, шелкоткачество и кошмоваляние приобрели товарное значение.

Женщина в традиционной одежде.

Традиц. жилищем Т. была юрта (гара ой). В оазисах наряду с юртой бытовало жилище постоянного типа, чаще всего 1-3-камерный глинобитный или из сырцового кирпича дом (там) с плоской крышей, несколькими маленькими оконцами. Среди прикаспийских Т. были распространены деревянные дома на сваях. Ныне сел. жилище обычно - 3-4-камерный дом из сырцового или обожжённого кирпича с 2-4-скатной шиферной или железной крышей, большими окнами. Сохраняется крытая веранда (айван), служащая местом отдыха и сна в летнее время.

Музыканты.

В совр. одежде сочетаются традиц. элементы с городскими общеевроп. формами. Муж. костюм, сохраняющийся у пожилых Т., состоит из рубахи и штанов; поверх надевается халат. Головным убором служит высокая барашковая с длинными мягкими завитками шапка (телпек), под к-рой надета вышитая тюбетейка (тахя). У чабанов бытует нац. обувь (чарык, чокай) из бычьей кожи. Красные шёлковые халаты (гырмазы дон) в сочетании с телпеком надевают по праздникам и молодые мужчины. Женщины в сел. местностях, реже в городах, носят платья (койнек) тунико-образного покроя длиной по щиколотку, обычно красного цвета, короткие жилетки (енсиз), длинные узкие внизу штаны (балак); голову покрывают большим шёлковым или шерстяным платком. Девичьим головным убором во многих р-нах служит вышитая, с серебряными украшениями тюбетейка (тахая, борик). Среди гор. молодёжи бытует длинное платье, облегающее фигуру по талии. В сел. местностях сохраняются халаты. Для нац. жен. костюма характерно значительное количество серебряных украшений.

Туркменки ставропольские.

Совр. пища Т. сохраняет нац. специфику. Наиболее распространены мясной суп (чорба) с разл. приправами, жареное мясо (говурма), плов (палов), различные молочно-кислые продукты (гатык, сузме, агаран) из коровьего, козьего, овечьего и верблюжьего молока, каши из риса. Из муки пекут лепёшки (чорек, гатлама, челпек), делают пельмени, лапшу и др. В большом количестве пьют зелёный чай (гок чай). У Т. достигли расцвета литература и различные формы народного и профессионального искусства, сложилась национальная интеллигенция.