ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


И

ИЗБЕГАНИЕ, широко распространенная в традиционных общ-вах система запретов (см. Табу), исключающих или ограничивающих межличностные контакты. И. классифицируется по характеру запретов, их интен-сивности и их объектам. Распространены запреты на лицезрение, прикосновение, разговор, прямое обращение, произнесение личных и фамильных имен, появление вместе и тл. Связанное с этим И. бывает активным (контакты вообще) и пассивным (контакты в присутствии других лиц). Объектами И. могут быть лица в определенных ситуациях (напр., считающиеся "нечистыми": менструирующие или беременные женщины), имеющие особые соц. статусы (напр, колдуны, кузнецы, неприкасаемые, правители) и принадлежащие к некоторым категориям родственников и (или) свойственников. Очень часто именно последняя группа запретов и понимается под И. в узком смысле этого слова.

Различные формы и проявления такого И. восходят к разным историч. эпохам и вызываются неодинаковыми причинами. Так, свойственное мн. общ-вам Сибири, Поволжья, Сев. Кавказа и др. И. между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого связывали и с умыканием невест, и с переходом от группового брака к индивидуальному (см. Брак и семья), и со сменой матрилокальности патрилокальностью.

Последнее объяснение (в его более общей форме - смены локализации брака), видимо, верно. И. между данными категориями родственников и свойственников в свое время создавало иллюзию того, что "незаконно" изменившаяся локализация брака не имела места. В дальнейшем же, в условиях патриархата, оно приобрело новую функцию выражения младшими уважения к старшим, а женщинами - к мужчинам. И. или его остатки, до сих пор сохраняющиеся у мн. народов востока России, нередко воспринимается как одна из народных этических традиций и поэтому изживается Медленно.

ИЗОГАМИЯ (от греч. isos, равный и gamos, брак), брачная норма в социально стратифицированных общ-вах, предписыва ющая браки между лицами равных статусов.

ИНИЦИАЦИИ (от лат. initiatio, посвящение), универсально распространенный в первобытном обществе институт перевода подростков (гл. обр. мальчиков, реже девочек) в возрастную категорию полноправных членов общины и рода (см. Возрастные классы). И. имели целью физич. и особенно психологич. подготовку молодежи к хоз., социальной, брачно-семейной и духовной жизни общ-ва и, как правило, сопровождались соответствующими испытаниями, посвящением в тайны и мифы племени и тл. Нередко И. включали в себя также операции над половыми органами - муж. обрезание или подрезание, жен. обрезание или клиторэктомию. Мужские И. были полнее и сложнее женских, что, по-видимому, отражало более ответственную хоз. и социальную роль мужчины. Менее выраженные посвятительные обряды известны и во мн. традиционных общ-вах, преим. в форме испытания хоз. и воинск. навыков юношей, что сохранялось, напр., на Сев. Кавказе (адыги, осетины, вайнахи, многие дагестанцы). Отдаленным воспоминанием об И. является сохранившийся в иудаизме и исламе обычай обрезания мальчиков.

ИНТЕГРАЦИЯ межэтническая (от лат. integratio, восстановление, возобновление), вид объединительных этнических процессов, объединение этносов в метаэтническую общность, обычно в рамках многонациональных гос-в (напр, "швейцарцы", "индийцы" и др.). В странах, где сложение этносов не завершено, И. близка к явлению консолидации.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЛАСТИ, см. в ст. Хозяйственно-культурные типы и историко-культурные области.