ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ


Э

ЭКЗОГАМИЯ (от греч. ёхб, вне и gamos, брак), обычай, предписывающий заключение брака за пределами определенной общности или в пределах др. определенной общности. Э. возникла как Э. рода, соединяясь с эндогамией объединяющего роды племени. В процессе разложения первобытнообщинного строя у мн. народов возникла Э. линиджей, патронимии либо локальных общностей (локальная Э.).

ЭНДОГАМИЯ (от греч. endon, "внутри" и gdmos, брак), обычай, предписывающий или рекомен-дующий заключение браков в пределах определ. общности. Э. возникла как Э. племени, соединяясь с экзогамией входящих в него родов. В процессе разложения первобытнообщинного строя у мн. народов возникла Э. лини^кей, патронимии или др. родств. групп, практикующих ортокузенные браки (см. Кузенный брак), а также Э. локальных, кастовых, сословных, конфессиональных, этнических или расовых общностей. Иногда различают нормативную Э.- предписанную или рекомендованную обычаями и фактическую 3.-возникающую спонтанно, в силу преобладания однородных браков в к.-л. одной среде.

Этнич. Э.- одно из условий сохранения этноса, значит, нарушение ее, т.е. большая доля межнациональных браков ведет к его метисации и ассимиляции. Важным фактором нарушения этнич. Э. являются контакты этнические и миграции, особенно при диспропорции половозрастного состава среди переселенцев, напр, при обычном преобладании среди них молодых мужчин, приводящем к их бракам с местными женщинами и метисации (напр., браки первых рус. поселенцев в Сибири с представительницами местных народов).

ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА 1) То же, что субэтническая группа; 2) Часть этноса, отделившаяся от него в результате миграции, но сохраняющая прежнее самосознание и частично культуру, напр, немцы в Казахстане, латыши, эстонцы, литовцы в Сибири и др. Они иногда наз. также территориальными группами; 3) Иногда Э.г. наз. метаэтнические общности.

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, процессы изменения отдел, этнич. элементов, частей этносов и этносов в целом. Различаются Э.п. эволюционные - при со-хранении прежней этнич. принадлежности, и трансформационные - ведущие к смене этнич. принадлежности.

Эволюционные Э.п. выражаются в изменении любого признака этноса - языка, культуры, социальной структуры и др. Этноязыковые процессы включают изменение форм существования языка - появление или исчезновение диалектов, слэнга, формирование лит. языка и др.; распространение иноэтнич. языка, и возникновение двуязычия и языковой ассимиляции и др. Этносоциальные процессы включают исчезновение архаич. социальных норм, изменение социальной структуры этноса и др. Этнокультурные процессы делятся на внутриэтнические, касающиеся ослабления культурной однородности этноса (напр, в ходе расширения территории этнической) или ее усиления (см. Консолидация), межэтнические, связанные с заимствованиями элементов иноэтнич. культуры вследствие контактов этнических (см. Аккультурация), и надэтнические, связанные с универсальными изменениями человеческой культуры, напр, стадиальные изменения типов хозяйства (распространение производящего хозяйства в неолите или металлургии в энеолите, промышл. переворот 19 в. и т.п.), духовной культуры (вытеснения архаич. верований мировыми религиями и совр. формами идеологии, формирование професс. искусства и т.п.), распространение совр. урбанистич. культуры и др.

Трансформационные Э.п. выражаются в смене осн. признака этноса - самосознания этнического. Они делятся на процессы этнич. разделения и этнич. объединения. И те, и другие могут приводить к этногенезу. При разделительных процессах единый этнос делится на неск. народов, или от него отделяется часть, становящаяся самостоятельным этносом (см. Сепарация). Этнич. разделение может происходить без утраты обособившимися частями этноса территориального соседства (напр., разделение др.-рус. этноса на русских, украинцев и белорусов) или сопровождаться миграциями и территориальным отрывом их друг от друга (напр., калмыки, переселившиеся на Ю. России из Центр. Азии). Важную этноразделительную роль играют политич. границы. К объединительным процессам относится слияние групп людей различ. этнич. принадлежности или целых этносов с образованием новой этнич. общности (см. Миксация, Консолидация, Интеграция) или с сохранением одного из исходных этносов (см. Ассимиляция). Объединительные процессы обусловлены обычно территориальным смешением и большим числом межэтнич. браков (см. в ст. Эндогамия), приводящих к значит, метисации контактирующих этносов.

ЭТНОГЕНЕЗ (от "этнос" и греч. genesis, возникновение, зарождение), процесс возникновения этносов. Происходит в результате трансформационных этнических процессов, важнейший признак Э.- возникновение нового самосознания этнического.

Э.- начальный период истории этноса, поэтому разделение его и этнич. истории условно, ряд исследователей (Л.Н. Гумилев и др.) наз. Э. всю этнич. историю. Выделяются три историч. типа Э. Палеоэтногенез - формирование этносов разного таксономии, уровня, в т.ч. этно-лингвистических общностей (см. Метаэтническая общность) в первобытном обществе. Мезоэтногенез - возникновение этносов типа народностей; важная роль при этом принадлежит миграциям и смешению народов (см. Миксация), а также образованию раннеклассовых государств. На этом этапе сформировалось большинство совр. этносов. Неоэтногенез, происходящий в новое и новейшее время, преимущественно на территориях слабо затронутых мезоэтногенезом (Африка, Америка Океания, нек-рые р-ны Азии), в нем принимают участие как представители сложившихся ранее этносов (в осн. европ. переселенцы), так и местных этносов, находящихся на разных стадиях Э.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА, локальное подразделение этноса, отличающееся языком (диалектом, говором) и отд. компонентами культуры, но не имеющее своего самосознания этнического. Напр., Э.г. в составе русских. Э.г. обычно возникают при сильном расширении территории этнической вызывающем у разл. групп культурную специфику. Они часто бывают также остатком не до конца исчезнувших субэтнических групп. В дальнейшем Э.г. могут приобрести этнич. специфику и превратиться в субэтническую группу, напр, русскоустьинцы и марковцы в Сибири, казаки, поморы и др.

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ, общность, возникающая при тесном сопряжении у этноса или какой-либо его части этнического и религиозного признаков. Существует два осн. типа Э.о.: сопряжение с той или иной конфессией какой-то части этноса и возникновение вследствие этого у нее специфических культурных свойств (напр, группы старообрядцев, молокан и духоборов среди русских, кряшен и нагайбаков среди татар, меннонитов среди российских немцев и др.) и сопряжение неск. объединенных одной конфессией, близких по культуре и расселенных на смежных территориях этносов и появление у них в результате этого общего самосознания (напр, мусульманские народы Северного Кавказа). При формировании Э.о. этнич. и религ. специфика тесно переплетаются: этнич. свойства становятся составными элементами религ. культа и, напротив, отдельные элементы культа приобретают характер этнич. явлений. Э.о. могут со временем превратиться в самостоят, этносы, напр, нагайбаки.

ЭТНОНИМ (от "этнос" и греч. onoma, имя), название народа. Наличие Э.- важнейший признак самосознания этнического. Наряду с эндоэтнонимэми (самоназваниями), имеющими хождение в среде данного этноса, существуют экзоэтнонимы - названия данные ему другими народами (напр., русское "якуты", самоназв. саха). Для самоназв. характерно значение "человек" (напр., "нивх" - самоназв. нивхов) или "свой, здешний" (напр., "нами" - самоназв. нанайцев), отражающее характерное для этнич. самосознания противоставление своего этноса чужим. Э. часто совпадает с назв. территории (топонимом) или гос-ва, в границах к-рых проходило формирование этноса (напр, алтайцы). В свою очередь Э. часто влияет на сложение топонима или назв. государств, образования, образованного данным этносом (напр. "Русь").

ЭТНОС (греч. ethnos, народ), исторически сложившаяся устойчивая общность людей. Условиями возникновения Э. (этногенеза) являются общность территории (см. Территория этническая) и языка; если Э. складывается из разноязычных групп, общность языка вырабатывается в процессе этногенеза. В ходе этногенеза складываются общие черты материальной и духовной культуры и - важней-ший признак Э.- самосознание этническое, выражающееся, в частности, в употреблении общего самоназвания (см. Этноним). Э. может выступать как разновидность популяции и в таком случае характеризуется общими антропол. признаками. Сформировавшийся Э. выступает как социальный организм, самовоспроизводящийся путем этнически однородных браков (см. Эндогамия) и передачи новому поколению этнич. самосознания и культуры (см. Традиции). Э. имеет тенденцию к созданию территориально-политич. организации, однако, наличие ее для Э. не обязательно, а для нек-рых периодов - не характерно. С течением времени культура, геограо>ич. расселение, политич. и социально-экономич. условия существования Э. могут существенно меняться (см. Этнические процессы), но при сохранении этнич. самосознания 3. сохраняет свое тождество.

Мн. ученые (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев и др.) отстаивали идею панэтничности, т.е. представление о том, что Э. являются наиболее универсальной формой социальной жизни людей. Вместе с тем бытует мнение, что социально-культурная ориентация людей может определяться в большей степени принадлежностью к др. крупным общностям - государственной или религиозной. Разработка теории Э., в частности типологизации или классификации Э., еще не завершена В советской науке долгое время было принято выделять стадиально-исторические разновидности Э. - племя, народность, нацию, связывая их с общественно-историч. формациями. В наст, время эта типология пересматривается. Ю.В. Бромлеем было предложено выделять с одной стороны собственно Э, или этникосы, включая в них все группы людей данной этнич. принадлежности, с другой - этнос-социальные организмы, включая в них только территориально-компактные и социально-политически организованные части Э. Вместе с тем была предложена иерархия этнич. общностей, в к-рой кроме Э. выделяются субэтнические группы и метаэтнические общности. Однако эта терминология не стала общепринятой.

ЭТНОЦЕНТРИЗМ, система взглядов, в к-рой жизнь других народов рассматривается через призму традиц. установок и ценностных ориентации своего этноса, к-рый, обычно, тем самым ставится выше остальных; иногда, однако, своя культура оценивается ниже других. Понятие Э. было впервые предложено в нач. 20 в. В. Сэмнером, отметившим универсальный характер явлений Э. у всех народов. Э. связан с изначальным противоставлением своей группы чужим ("мы - они"), лежащим в основе самосознания этнического и уходит корнями в особенности психики, настороженно или враждебно реагирующей на незнакомые явления (ксенофобию), во многом определяющие специфику социализации личности в этно-культурной среде. Э. лежит в основе идеологии национализма. Для нек-рых историч. эпох характерно ослабление Э. и вытеснение его государств., религиозной или социальной (сословной, классовой) парадигмой.