Федерализм. Наука жить вместе

Чем больше и разнороднее страна, тем труднее ею управлять. Экономически слабым регионам денег, которые они собирают в виде местных налогов, не хватает, и они требуют от центральной власти средств на образование, здравоохранение и иные нужды. Сильные регионы, наоборот, недовольны тем, что платят Центру слишком много налогов и «тянут» на своих плечах слабых. Другие настаивают на том, чтобы коренным народам дали больше прав, развивали их языки и культуру. Наконец, все вместе регионы обычно недовольны тем, что у них слишком мало политических и экономических полномочий, и тем, что центральное руководство стремится решать в столице даже второстепенные вопросы.

Действительно, теперь кажется нелепостью, что в советские времена кондитерская фабрика в Курске, чтобы утвердить рецепт нового торта, вынуждена была направлять целый ворох документов в Москву и несколько месяцев дожидаться, пока столичная бюрократия проделает свою неслышную работу. Ведь нельзя все проблемы Приморья или Кубани решать с берегов Москвы-реки! Справедливы и заботы национальных лидеров о сохранении языка и культуры их народов. Регионы большой и разнообразной по природным и социальным условиям страны должны быть самостоятельными.

Однако если каждый регион организует, например, собственные вооружённые силы и станет проводить независимую внешнюю политику, то единое государство просто перестанет существовать — если не на бумаге, то фактически. Самостоятельно регион вряд ли сможет эффективно развивать энергетику, транспорт, вести фундаментальные научные исследования — прежде всего потому, что ему не хватит средств. Поэтому центральное правительство должно распоряжаться значительной частью государственных средств и перераспределять их между регионами. А для этого нужна власть. Итак, главный вопрос, который решает каждая большая страна: как правильно разделить полномочия между центральной и региональной властью? Где кончается разумная, ко всеобщему благу, самостоятельность регионов и начинаются местничество, национализм, распад государства?

Есть ещё один непростой вопрос. Допустим, мы признаем, что регионы должны быть самостоятельными. Но какие именно? Как их выделить? Внутри крупных регионов почти всегда есть более мелкие, которые также могут претендовать на самостоятельность. Но если сделать субъекты федерации слишком маленькими, они скорее всего станут бессильными карликами и их самостоятельность окажется фикцией. Устройство такой страны похоже на конструкцию матрёшки; недаром американские учёные называют эту сложную проблему «matrioshka nationalism». Она особенно актуальна для России, где проживает множество национальностей и многие регионы представляют собой многонациональную страну в миниатюре.

Чтобы решить все эти вопросы, не одно поколение политиков, общественных деятелей, учёных разрабатывало особую форму государственного устройства — федерацию.

КАК УПРАВЛЯТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕАЕРАЦИЕЙ?

Чтобы построить нормальные отношения в федеративном государстве, как федеральному центру, так и регионам нужно быть взаимно терпимыми и самое главное — уважать право, т. е. принятые в государстве законы. Управление федерацией — это постоянный поиск согласия между Центром и субъектами федерации.

Чтобы в едином федеративном государстве могли удержаться в своих границах регионы, разные по составу населения, по характеру экономики и по интересам, в обществе должна сложиться особая политическая культура — умение решать спорные вопросы не силовым или командным путём, а с помощью добровольных разумных компромиссов. Поэтому наиболее устойчивые федерации складываются в демократических, построеных на принципах равноправия странах.

Однако государство может скорее считаться федерацией, чем являться ею по сути. Одним из показателей такой ситуации может быть, например, роль столицы в государственном хозяйстве. Если численность населения в столице намного больше, чем в других крупных городах, если здесь сосредоточены почти все государственные и частные капиталы, значит, она играет слишком большую роль в управлении страной, даже подавляет остальные регионы. А это уже свойство унитарных государств. Напротив, в классических федерациях столица — один из крупных городов страны, но не самый большой (например, Берн в Швейцарии, Берлин в Германии, Дели в Индии). Иногда специально создают город, который должен (по договорённости между субъектами федерации) выполнять обязанности столицы (Вашингтон в США, Оттава в Канаде, Бразилия в Бразилии). В России исключительная роль Москвы в экономической и политической жизни не способствует развитию федерализма.

Федерализм — одна из самых удобных форм государственного устройства в многонациональных странах (среди них не только Россия, но и Индия, Пакистан, Индонезия и многие другие). С его помощью удаётся сохранять единство государства.

Между тем в определённых условиях федерализм может подорвать единство страны. Принять федеративное государственное устройство — значит признать самостоятельность регионов и нерушимость их границ, а стало быть, дать этническим или религиозным меньшинствам «свои» территории, «свой» парламент, дать возможность принимать «свои» законы, в том числе по вопросам использования языков и местной символики. Такие возможности подкрепляются деньгами из регионального бюджета. Всё это может способствовать сплочению национального меньшинства вокруг решительно настроенных лидеров, стремящихся к выделению в независимое государство. Существует точка зрения, что именно практическое воплощение принципов федерализма в бывшем СССР стало бомбой замедленного действия, в конце концов взорвавшей государство. Для того чтобы подобное не повторилось в России, нужны равноправные переговоры между центральными и региональными властями.

Классическим примером компромисса в отношениях между федеральным Центром и субъектом федерации может служить Договор о разделении полномочий между Москвой и Татарстаном, устраивающий обе стороны — и Москву (Центр), и Казань (субъект). Татария, экономически одна из самых мощных республик, в 1991 — 1993 гг. отказывалась участвовать в общероссийских голосованиях; в апреле 1992 г. не подписала федеративный договор, практически перестав платить налоги в государственную казну. В том же году в республике был проведён референдум, результаты которого предоставляли республиканским властям право на ведение переговоров о полном отделении от России. Однако после долгих и терпеливых переговоров между Москвой и Казанью республике были предоставлены широкие полномочия, особенно в экономической сфере и во внешнеэкономических связях. Такой договор был единственно правильным выходом; конфликт федерального Центра с Татарией мог бы иметь далеко идущие негативные политические последствия для всей страны.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ

Основы современного политико-административного деления России были заложены в 1708 г. Петром I. Он разделил страну на восемь губерний, число которых вскоре увеличилось до 11, а потом до 14. Губернии были разделены на провинции и уезды. В 1775-1785 гг. Екатерина II провела реформу территориального устройства страны. Новое деление просуществовало вплоть до революции 1917 г., хотя и с неизбежными изменениями (благодаря присоединению новых земель границы страны расширились). Некоторые проведённые ещё при Екатерине административные границы оказались настолько удачны, что их отдельные участки в центре Европейской России существуют до сих пор, разделяя современные области.

В итоге всех изменений к 1914 г. Российская империя делилась на 80 губерний, 20 областей, два округа и 9 самостоятельных городов; они, в свою очередь, подразделялись на 817 уездов и 16 760 волостей. На территории современной Российской Федерации на тот момент существовало 56 губерний и областей. Политико-территориальное деление царской России было многоступенчатым и, в сущности, включало многие элементы федерализма. И это не случайно: оно отражало многонациональный состав населения страны.

Некоторые регионы пользовались широкой автономией: Великое княжество Финляндское, Царство Польское, нынешняя Калмыкия, Урянхайский край (ныне Республика Тува). Например, в Калмыкии немногочисленные чиновники, назначенные из центра, фактически играли роль наблюдателей, а во всех внутренних делах калмыки были самостоятельны.

Современное государственное устройство Россия во многом унаследовала от Советского Союза. Согласно Конституции, принятой 12 декабря 1993 г., Россия является федеративным государством, в которое входят 89 самостоятельных субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область (Еврейская) и десять автономных округов, входящих одновременно и в состав областей.

Многие автономные округа лишь формально входят в соответствующие области: они имеют самостоятельный бюджет, подразделение Центрального банка России, законодательные органы, главу исполнительной власти и др. Таким образом, они являются полноправными субъектами Российской Федерации.

В апреле 1992 г. между субъектами РФ и федеральными властями был подписан федеративный договор, закрепивший государственное устройство России. Особый договор о разделении полномочий подписали Москва и Казань, за ним последовали договоры с другими республиками, а затем и с собственно русскими краями и областями.

Большинство современных учёных считают, что политико-административные границы будут играть всё меньшую роль в жизни людей. Маловероятно, что в России они существенно изменятся в обозримом будущем. Если нескольким областям страны потребуется решать крупные общие проблемы, то они могут создать для этого специальные «надобластные» организации. Такие уже существуют, например «Центральная Россия», «Сибирское соглашение» и др.

Смотрите так же:

Leave a Comment