Москва и Московская область

Москва и Московская область

Начинается земля,
Как известно, от Кремня.

В этих словах Владимира Маяковского заключена определённая историческая правда. На подступах к Москве разворачивались грандиозные битвы, в которых решался вопрос, «быть России иль не быть». Именно от Москвы исходили импульсы расширения государства. Столица России лежит примерно на полпути между Белым и Чёрным морями, Уралом и Карпатами — в центре Русской равнины. Это наиболее заселённая, освоенная и богатая историческими традициями часть страны.

На Москву «сфокусированы» транспортные магистрали и системы связи, ежедневно в столичные аэропорты, на вокзалы и автостанции прибывают десятки тысяч пассажиров. В московских кабинетах ежедневно решаются как в последней инстанции затянувшиеся споры, рассматриваются прошения, жалобы, судебные апелляции, определяются чьи-то карьеры и т. п. Для актёра, эстрадного певца, спортсмена путь к истинной популярности обычно лежит через Москву — без поддержки столичной прессы или Центрального телевидения «звездой» не стать. Тянется в Москву и череда разнообразных искателей счастья.

У многих «провинциалов» сложился взгляд на москвича как на человека, живущего в привилегированном мире. И в этом есть доля правды: в период, когда в стране царил дефицит товаров, в Москве купить что-то было гораздо легче. Рыночные отношения конца XX в. мало что изменили: способов заработать и потратить деньги в Москве, как и в любом другом мегаполисе мира, по-прежнему больше, чем по стране в целом. Город, где сосредоточена львиная доля российских капиталов, притягателен для предпринимательства, торговли и сферы услуг.

Однако всегда ли Московский регион был центральным, а Москва являлась его столицей?

ОКРАИНА, СДЕЛАВШАЯ СЕБЯ ЦЕНТРОМ

Семь столетий назад Москва была окраинным городом. Она возникла в XII в. как западный страж Владимиро-Суздальской Руси. Реки Волга и Ока наиболее сближаются в районе городов Тверь и Серпухов, а затем удаляются друг от друга. Располагаясь посередине между Тверью и Серпуховом, Москва как бы закрывала собой «горловину» междуречья.

Золотая Орда, подчинившая Русь в XIII в., нашла Москву важным в военно-политическом отношении пунктом, откуда раскрывались пути к городам между Волгой и Окой. Преимущества положения Москвы прекрасно ощутили и её князья, избиравшие порой проордынский политический курс. В XIV в. один из них — Иван Калита получил право на сбор дани с русских городов для Орды. Это впоследствии помогло Москве объединить вокруг себя разрозненные русские княжества для свержения монголо-татарского ига.

В годы правления Ивана III и Василия III Москва превратилась в столицу Русского государства, а в 1547 г. великий князь московский Иван IV принял титул царя (см. статью «Границы. Взгляд сквозь века»).

Примечательно, что средневековые европейские путешественники именовали Русское государство Мос-ковией, чувствуя тяготение всей державы к ядру, каким стала Москва.

«ГОДОВЫЕ КОЛЬЦА» МОСКВЫ

Совершая восхождение от окраинной крепости к столице, Москва во много раз увеличила свою территорию. Вначале у стен Московского Кремля сложился посад (поселение) — Китай-город. Дальнейшее приращение закрепил земляной вал, проходивший на месте современного Садового кольца (радиусом почти 3 км). В XVIII в. границей города стал новый земляной вал — Камер-Коллежский (радиусом около 5 км). В 1917 г. официальной городской чертой была объявлена Окружная железная дорога (средний радиус примерно 12 км). Эта граница продержалась до 60-х гг., когда установилась новая — по Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД) радиусом до 20 км.

За четверть века бурного развития столицы в 60-80-х гг. Москва сумела заполнить и освоить большую часть территории между Окружной железной и кольцевой автомобильной дорогами, а в конце 80-х гг. даже «выплеснулась» в нескольких местах за пределы МКАД. Ныне площадь столицы составляет 994 км2; на этой территории постоянно проживает около 9 млн человек.

Кремль и московский центр. Часто можно услышать не «Россия считает» и не «Москва считает», а «Кремль считает», «Кремль заявляет» и т. п. В Кремле работает Президент России и располагается его администрация. В кремлёвские кабинеты ведут провода правительственной связи; здесь порой решаются судьбы сотен тысяч и миллионов людей. В ядерный век Кремль — одно из тех немногих мест на планете, от которых зависит безопасность всего человечества.

И в то же время Кремль, вместе с Красной площадью и Александровским садом, — исторический комплекс, сокровищница национальной культуры.

«Царь-пушка», «Царь-колокол», колокольня «Иван Великий», усыпальницы великих князей и царей, памятник Минину и Пожарскому — всё это дорогие жителю России реликвии.

Поблизости от Кремля размещаются важнейшие органы политической власти: Государственная дума, Конституционный суд, а также Федеральная служба безопасности. Здесь же находятся главная библиотека страны — Российская государственная (РГБ), старые корпуса Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ), театры — Большой, Малый, Художественный (МХАТ), Центральный выставочный зал (Манеж).

В пределах двух центральных колец — Бульварного и Садового — дома стоят плотно, один к одному; тротуары и улицы узкие. При этом есть и необычайно уютные, словно созданные для прогулок, уголки — арбатские переулки, Патриаршие пруды и др. Застраивая город, издавна использовали и площадь, занятую небольшими речками: их пускали по трубам или отводили в подземные коллекторы. Состав жителей старого московского центра довольно специфический: среди них и выросшие здесь коренные москвичи, хранители городских традиций, и недавно поселившиеся в престижных домах высокопоставленные чиновники, военные, дипломаты.

В районах вблизи Садового кольца разместились разнообразные министерства, комитеты и другие органы управления. Здесь же здания ведущих информационных агентств (ИТАР-ТАСС, «Новости»), редакции крупнейших газет и журналов. В той же черте расположены Государственный цирк, театры «Ленком» (Ленинского комсомола), «Современник», Театр эстрады, Театр на Таганке и др.

В изменчивом, стремящемся не отстать от моды московском центре есть места, которые уже вошли в историю и стали общенациональными символами: среди них памятник Пушкину на Тверском бульваре и Третьяковская галерея в Замоскворечье.

Вокзальное «ожерелье» и «завок-залье». За пределами Садового кольца плотность городской застройки уменьшается: появляется больше свободного пространства, зелёных массивов. Наиболее примечательные из них — Парк культуры и отдыха имени М. Горького и Зоопарк.

Московский ландшафт был бы не полон без многочисленных железнодорожных путей, которые тянутся к девяти вокзалам. Они порядком нарушили, а порой и изуродовали городскую ткань. Рядом с железнодорожными ветками сформировались обширные промышленные зоны, где прилепились цеха, склады, базы, раздвигающие плечами своих корпусов жилую застройку. По мере удаления от центра город постепенно утрачивает целостность и превращается в ряд относительно слабо связанных между собой районов.

За «ожерельем» вокзалов открытые пространства всё заметнее вторгаются в городскую застройку. В завок-зальную зону вынес огромный город и свои кладбища (Ваганьковское, Новодевичье и др.), и свои тюрьмы (между Савёловским и Белорусским вокзалами высится здание Бутырки, за площадью трёх вокзалов укрылась «Матросская тишина»).

В этой черте и ряд старинных монастырей, существовавших когда-то как отдельные крепости: Новодевичий, Донской, Данилов, Новоспасский. Есть и архитектурные ансамбли, возникшие уже в XX в.: например, комплекс Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) на северо-востоке столицы, Центр международной торговли на Краснопресненской набережной. Самый значительный «город в городе» — МГУ на Воробьёвых (Ленинских) горах. Его население — студенты, аспиранты, преподаватели, сотрудники многочисленных факультетов и подразделений (в 1997 г. их насчитывалось около 35 тыс.). На противоположной стороне Москвы-реки — известный спортивный комплекс «Лужники». Неподалёку от МГУ расположен ещё один известный университет — Дружбы народов имени Патриса Лумумбы.

Жилые окраины. Растущая Москва неминуемо должна была перешагнуть через барьер промышленных заборов и подъездных путей. Новые жилые кварталы оказались отделёнными от центральной, исторической и культурной, части города. Метрополитен, протянув свои линии за Окружную железную дорогу, отчасти уменьшил эту разобщённость.

За Окружной железной дорогой в городскую ткань вкраплены старинные дворянские усадьбы: Кусково, Царицыно, Коломенское, а также ансамбли более позднего происхождения — дача Сталина в Кунцеве, зона отдыха в Серебряном бору и др. Выделяются типом застройки сохранившиеся фрагменты бывших подмосковных городов.

Примечательный участок Москвы — комплекс мемориальных объектов на Кутузовском проспекте; это память о двух Отечественных войнах. О вторжении войск Наполеона напоминают «Кутузовская изба» в Филях, Бородинская панорама, Триумфальная арка; о немецко-фашистском нашествии — Парк Победы на Поклонной горе.

Большая часть территории между окружной железной и кольцевой автомобильной дорогами представляет собой новые жилые кварталы. Это так называемые спальные районы; как правило, они заполнены стандартными многоэтажными домами. В московском обиходе, за такими кварталами укоренилось полушутливое название «деревни». Возвращаясь с работы, житель Медведкова или Орехово-Борисова говорит: «Поеду в свою деревню». Первый такой район-новостройка назвали Черёмушками по имени находившейся здесь раньше деревни. В последующие годы во многих городах появились свои, местные «Черёмушки», обликом схожие со столичными.

МОСКВА, ПРОДОЛЖАЮЩАЯСЯ ЗА МОСКВОЙ. ПРЕДМЕСТЬЯ

Если рассматривать окрестности столицы с самолёта, видно, что жилые массивы не заканчиваются на официальной границе, а простираются на десятки километров от Московской кольцевой автодороги.

Почти вплотную к столице примыкает с десяток больших городов-предместий, крупнейшие среди них — Одинцово, Химки, Мытищи, Люберцы. Если добавить ещё «предместья предместий» (например, Королёв, сросшийся с Мытищами, и Щёлково, сомкнувшееся пригородами с Королёвом), то общее количество городов увеличится более чем вдвое. Эту территорию непрерывной застройки называют Московской агломерацией (т лат. agglomero — «присоединяю», «накопляю»).

Наиболее значительные «щупальца» предместий тянутся от Москвы в северо-восточном, восточном и южном направлениях по исторически сложившимся транспортным коридорам, в частности вдоль долин Клязьмы и Москвы-реки. В радиусе 40 км от Кремля лишь Подольск может похвастаться тем, что получил городской статус до революции. Остальные московские предместья выросли из сёл уже в советское время.

Ближнее Подмосковье стало местом жительства для многих переселенцев, привлечённых Москвой, из разных регионов России и других республик бывшего Советского Союза. Здесь размещены многочисленные производства, сгруппированные, как правило, по промышленным отраслям. Предприятия самолётостроения есть в Жуковском, Люберцах, Рамен-ском; космической техники — в Кали-нинграде, Химках, Дзержинском, Реутове, Томилине, Истре; радиоэлектроники — в городах Раменское, Фрязино, Зеленоград, Лыткарино, Калининград. Стрелковое оружие производят в Красногорске и Климовске, военную технику — в Мытищах.

При этом мало кто знает историю даже крупных подмосковных городов, кроме их жителей. Хорошо, если один из десяти москвичей сможет ответить, где находится, например, Лыткарино или Климовск. Известности промышленных центров Подмосковья долгое время препятствовал режим секретности: о многих мощных заводах нельзя было упоминать в прессе. До конца 80-х гг. вся область, исключая несколько туристских маршрутов, была закрыта для иностранцев. Так или иначе, «звёздочки» городов-предместий меркнут на фоне московского «солнца».

Конечно, широко известен Звёздный городок, где живут и тренируются космонавты. Авиационные выставки-салоны прославили в последние годы Жуковский. Популярны старые дачные посёлки — Переделкино, Барвиха, Кратово и др.

В ближайшем Подмосковье ещё можно встретить деревни с традиционными русскими избами, однако их становится всё меньше. Предместья с возрастающей скоростью осваиваются москвичами: здесь строятся комфортабельные коттеджные посёлки, главным образом для наиболее состоятельных людей.

Для разгрузки транспортных потоков вокруг столицы сооружены большие кольцевые магистрали: железнодорожная (на удалении 40-105 км) и две шоссейные (на удалении 50 и 80 км от центра Москвы). Хотя «бетонки» (так водители называют эти кольцевые автодороги), построенные в военных целях, и были открыты для движения гражданского транспорта, до 80-х гг. их не изображали на общедоступных картах, не упоминали в печати. Теперь обе автодороги — привлекательный фактор при выборе места нового дачного или коттеджного строительства.

ПЕЧАТЬ МОСКВЫ НА СЕЛЬСКОМ ЛАНДШАФТЕ

За «бетонкой-50» ландшафт постепенно меняется. Уже в 40-50 км от многомиллионного города между магистральными транспортными артериями начинаются настоящие леса — излюбленные места грибников и туристов. Появляются и типичные сельские пейзажи Центральной России: леса чередуются с пашнями, поля, чаще всего неправильной формы, отделены друг от друга лощинами, балками или ведущими к селеньям дорогами.

Окрестности снабжают Москву продуктами, которые невыгодно и нецелесообразно везти издалека (куриные яйца, молоко, картофель и другие овощи). Поблизости от столицы располагаются крупные птицефабрики и теплицы. В каждом десятом селе Подмосковья есть молочно-то-варная ферма. Распространённость животноводства проявляется в деталях пейзажа — для него характерны высокие силосные башни (в которых заготавливаются корма), вытянутые здания коровников и т. д. Живописно выглядят многочисленные коровьи стада, пасущиеся на подмосковных пастбищах.

В годы экономического кризиса пригородное сельское хозяйство пришло в упадок, хотя остаётся одним из наиболее продуктивных в стране (см. статью «Сельская Россия»). В 90-х гг. оно стало проигрывать в конкуренции с импортным продовольствием, вытесняющим свежие скоропортящиеся местные продукты.

В рыночных условиях держать коров становится сложно и невыгодно. За 90-е гг. поголовье скота в области сократилось более чем вдвое. Жители подмосковных сёл без особого труда могут найти работу на производстве, стройке и т. д., поэтому они нередко перестают обрабатывать землю или ухаживать за скотом.

Для сельского населения важный источник дополнительного дохода — обслуживание дачников. Им продают молоко, картофель, навоз, предлагают сделать ремонт или выполнить иную подсобную работу. Зимой, когда жизнь в садовых и дачных кооперативах замирает, туда, как правило, наведываются незваные гости — «специалисты» по мелким грабежам.

В отличие от московских предместий города, расположенные вдоль «бетонки-80» и за ней, не так зависимы от Москвы: у них уже собственный уклад, ритм и стиль жизни. Поселения эти имеют древнюю историю. Так, Можайск впервые упоминается в летописях среди черниговских городов; Волоколамск был основан новгородцами; Серпухов до XV в. являлся столицей удельного княжества; Дмитров — ровесник Москвы и тоже заложен Юрием Долгоруким как крепость, равнозначная будущей столице.

Некоторые из городов могут сравниться по экономической мощности с областными центрами. Особенно выделяется Коломна с крупнейшими заводами — тепловозостроительным и станкостроительным. Города дальнего Подмосковья, в отличие от предместий, обслуживают обширную территорию, причём в зону их влияния часто попадают и соседние области. Например, Сергиев Посад — важный центр для юга Ярославской, а Орехово-Зуево — для запада Владимирской области. Одна из примет таких городов — большие автовокзалы.

Смотрите так же:

Leave a Comment