На севере и западе Центрального района

На севере и западе Центрального района

ТВЕРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Среди областей Центрального района Тверская по площади в 2-3 раза превосходит большинство других, граничащих с Московской. По сравнению с дореволюционной Тверской губернией область существенно увеличилась за счёт старинных смоленских, псковских, новгородских и ярославских земель. Как же в Центральном районе, где областные города издавна «тянут» друг у друга участки подчинённой им территории, могла вырасти такая область-гигант? Дело в том, что 84 тыс. км2 тверских земель как бы ничейные территории. Они представляют собой широкую пограничную полосу между Владимирско-Московским и Новгородско-Петербургским историческими центрами России. Внутри-русское «пограничье» не укрепляли мощными каменными кремлями, здесь не было славных битв. Напротив, на этой территории происходили столкновения русских с русскими, о которых вспоминать приходится скорее со стыдом.

Несмотря на расположение на Волге, Тверская область, как ни парадоксально, от неё очень удалена. Ведь Волга здесь, как говорили в старину, тиховодна, она лишь начинает свой путь (от часовенки у деревни Волгине Верховье) — на юго-восток, но на большей части территории области река течёт как бы перпендикулярно самой себе — на северо-восток. Поэтому добираться из Твери по рекам к главным городам Центрального района было крайне неудобно: приходилось делать очень большой крюк.

Около 1/10 территории области занято болотами. Местные жители именуют их мхами наиболее известный — Оршинский Мох подступает почти к самой Твери. Земля малоплодородна и не очень привлекательна для людей. Плотность населения (19,6 чел./км2) — самая низкая среди областей, граничащих с Московской. Вода, попадающая на низменные тверские земли, блуждает в поисках выхода. Реки текут медленно, петляя среди болотистых берегов. Река Моло-га, отправившись в путь от истока, лежащего всего в 100 км от Волги, умудряется до Рыбинского водохранилища «проплутать» полтысячи километров. Всё словно заснуло в этом затерявшемся между двумя столицами крае.

Огромных усилий потребовало строительство железной дороги Москва — Петербург, пересекающей Тверскую землю; оно проходило в сложных природных условиях и вошло в историю как одно из самых «людоедских» в России XIX в. Именно о ней Николай Алексеевич Некрасов сложил поэму «Железная дорога». К тверской Волге сталинская Москва пробивала прямой водный путь в 30-х гг. XX в. (на строительстве канала Москва — Волга широко применялся труд заключённых).

Многие отрасли промышленности зародились на Тверской земле. Под Тверью, в селе Едимоново (на Волге), в XIX в. возникли первая в России сыроваренная артель, работавшая по «импортированным» швейцарским технологиям, и школа сыроваров. В городе Конаково был построен один из старейших российских фарфоровых заводов (1826 г.). Однако эти производства так и не стали традиционными. И тверские сыровары не произвели тверского сыра; знаменитые же сорта «угличский», «пошехонский» и «костромской» создавались в северо-восточных областях Центрального района.

Фарфоровый завод, выпускавший высокохудожественные изделия, в XX в. изменил свою ориентацию: стал производить массовую дешёвую фаянсовую посуду для общепита (в любой школьной столовой можно найти грубоватые тарелки с клеймом ЗиК — Завод имени Калинина).

В тверских болотах добывают торф. В посёлке Радченко появилась первая в России торфная опытная станция.

Всероссийскую известность имеют Кимры — город пяти тысяч сапожников (именно такое количество работало на обувных фабриках городка до экономического кризиса 90-х гг.). Среди художественных производств, сохраняющих и сейчас былое значение, выделяются золотошвейная фабрика в Торжке (где не только делают сувенирные изделия, но и расшивают золотой нитью парадные формы высших военачальников) и стекольный завод в поселке Красномайский близ Вышнего Волочка (на нём было изготовлено ценное рубиновое стекло для звёзд, украшающих башни Московского Кремля).

Вблизи озера Удомля разместилась Калининская АЭС — самая близкая к Москве промышленная атомная электростанция.

Тверь — главный экономический центр области, в промышленном отношении не выделяющейся ничем особенным. В городе нет знаменитых ремёсел, как в Иванове или Туле. Можно сказать, что это крупный промышленный центр, в котором развиты машиностроение, химическая и текстильная промышленность. Здесь есть большие заводы, но нет гигантов. Два полиграфических комбината свидетельствуют о близости много пишущей столицы. Общенациональное значение имеет, пожалуй, лишь Тверской вагоностроительный завод. Ещё один такой завод находится в Торжке. Среди других промышленных центров выделяется Ржев, выпускающий башенные краны, и Бежецк, имеющий завод льнообрабатывающих машин.

Севернее тверских границ земледелие уже приобретает очаговый характер, пашни всё более уступают место лесу. В Тверской области развита лесная и деревообрабатывающая промышленность, что отличает её от большинства других областей Центрального района и в то же время роднит с русским Севером.

Несмотря на то что область расположена между двумя столицами, она почти не имеет развитых новейших отраслей. Напротив, здесь выделяются старые, традиционные. Да и всю область можно было бы назвать несколько старомодной.

Гуляя по тихим улочкам Кашина, переплетённым с затейливыми излучинами речки Кашинки, или по кручам Торжка, среди старинных шлюзов и водохранилищ Вышнего Волочка, по волжской набережной миниатюрной Старицы, по селигерскому полуострову Осташкова, чувствуешь себя вне современной стремительной эпохи…

СМОЛЕНЩИНА

По возрасту Смоленск (впервые упомянутый в летописи под 863 г.) лишь немного уступает древнейшим городам Руси — Киеву (860 г.) и Новгороду (859 г.). В Смоленске сохранились памятники средневековой архитектуры, которые появились гораздо раньше, чем в Москве (разница в возрасте самых древних храмов Смоленска и Москвы превышает три века).

Много раз у стен города происходили знаменитые сражения. В XV в. Смоленском завладела Литва, в XVI в. — Москва, в XVII в. — Польша, затем вновь Москва. В 1812 г. город захватил Наполеон, а в 1941 г. более чем на два года его оккупировали немцы. Взятие Смоленска означало овладение не только городом, но и стратегической и геополитической позицией. Свидетелями трагической славы остаются городские каменные и земляные укрепления разных веков, памятники и улицы города, сохраняющие имена героев.

Смоленск называли «ключом Московского государства», а его знаменитую крепостную стену, построенную на рубеже XVI — XVII вв. архитектором Фёдором Конем, — «каменным ожерельем Земли Русской». В конце XX в. Смоленск стал важным таможенным пунктом.

Жители Центрального района издавна понимали, что Смоленск имеет особое положение. Старинное выражение «загнать за Можай» (т. е. за Можайск, расположенный в 100 км к западу от Москвы, за которым начинается Смоленская область) в переводе на экономико-географический язык означает «исторгнуть за пределы Центрального района».

Учёные говорят о существовании двух Смоленщин: восточной, которая становится всё более «подмосковной», и западной, не забывающей о своём белорусском прошлом. В западной, несмотря на коллективизацию 30-х гг., сохраняются черты хуторского расселения, в народных традициях и говоре больше белорусских элементов. Двойственность Смоленщины проявляется и в размещении населения: наиболее густозаселённые места — у московских и белорусских границ, а также вблизи Смоленска; в центральной части области территория заселена мало.

Скромные размеры Смоленска явно не соответствуют его героическому прошлому. Население города едва превышает 350 тыс. человек, а во всей обширной области немногим более миллиона жителей — это меньше, чем в некоторых административных округах Москвы. Земля, оказавшаяся на пути к столице и неоднократно подвергавшаяся нападениям, за исторически короткие межвоенные периоды не успевала «зарасти» крупными поселениями.

В западном направлении от Москвы первый крупный город — Смоленск — «появляется» лишь через 400 км. Вязьма, которая могла бы стать «западной Тулой», остаётся небольшим и сравнительно слабо связанным со столицей городом: между Вязьмой и Москвой до самого последнего времени не ходили даже электрички.

Промышленное развитие на Смо-ленщине в XIX в., как и во многих областях Центрального района, началось с сельской местности. Это были мелкие и средние предприятия. Единственное крупное производство, появившееся до Октября 1917 г., — Ярцевский хлопчатобумажный комбинат.

Индустриализация страны 30-х гг. обошла Смоленщину. Слишком близко находилась область от западной границы, откуда ожидали новой войны. В этот период в городе построили лишь одно крупное предприятие — льнокомбинат. Только через два десятилетия после окончания Второй мировой войны, когда международное положение стабилизировалось, в области началось сооружение промышленных предприятий — машиностроительных заводов, представляющих сравнительно молодые подотрасли: приборостроение, электротехнику и электронику.

Своей значимостью выделяется Смоленский авиационный завод, специализирующийся на производстве самолетов ЯК. Этот завод и атомная электростанция в Десногорске (на юго-востоке области) — единственные смоленские предприятия, имеющие всероссийскую известность. Близость к Москве отразилась в промышленной структуре Смоленска: здесь действует крупный полиграфический комбинат, печатающий школьные учебники. Особое место в городе занимает завод «Кристалл», на котором гранят алмазы.

Смоленская область заметно отличается от городов Центрального района и от самой Москвы. В её промышленной структуре преобладают высокотехнологичные отрасли, практически отсутствуют предприятия, связанные с первичными, «грязными» стадиями переработки сырья. Однако именно молодые отрасли, появившиеся в 60-70-х гг., особенно приборостроение, ориентированное на военные нужды, оказались в 90-х гг. в глубоком кризисе.

Разрываясь в историко-географи-ческом процессе между двумя полюсами — московским и европейским, Смоленщина всё-таки выбирает московскую сторону.

БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ

Брянские леса издавна были укромным, глухим местом Русской равнины. Само название Брянск произошло от славянского Дебрянск, т. е. «лесные заросли», «дебри». В этих лесах, согласно былине об Илье Муромце, «во сыром дубу» сидел и свистел Соловей-разбойник. Народ указывает даже точное место этого зловредного гнездовья — село Девять Дубов у речки Смородинная (на границе между Брянщиной и Орловщиной). Старейшие города области: Брянск, Карачев, Севск, Стародуб — основаны в XI-XII в.

Чтобы не пустовали пограничные леса, Иван Грозный ссылал туда пойманных беглых крестьян — ими, в частности, заселялась Камаринская (Ко-марницкая) волость, расположенная на юго-востоке современной Брянской области. Отсюда пошла знаменитая плясовая «Камаринская».

Во времена церковного раскола в лесах Брянщины скрывались от преследований старообрядцы, не принявшие никоновских реформ XVII в. Из старообрядческих слобод выросли современные города Клинцы и Новозыбков (слобода Зыбкая). В Но-возыбкове и сейчас находится Архи-епископия древлеправославных христиан (староверов).

Брянская земля знаменита тем, что здесь, в Овстуге, родился поэт Фёдор Иванович Тютчев, а в Красном Роге длительное время жил Алексей Константинович Толстой.

Коренных жителей Восточного Полесья ещё в начале XX в. учёные рассматривали как особую этнографическую группу (настолько они отличались от жителей соседних русских областей). Существовало даже наименование «племени» — папехи (западнее жили апещуки, или поле-щуки). Свою доблесть этот народ проявил в страшные годы немецко-фашистской оккупации: в лесах действовало несколько десятков тысяч партизан.

Малоплодородная брянская земля не могла прокормить население, и жители издавна искали иные источники для выживания. Используя ресурсы леса, болотных руд и стекольных песков, здесь с XVI в. начали возводить сельские заводики по производству поташа, стекла, железа, именуемые соответственно буда, гута и рудня (названия пришли от западных славянских соседей). Эти слова и поныне являются составными частями названий десятков населённых пунктов области. В конце XVIII-XIX в. основаны крупные предприятия; из них широкую известность получили Дятьковский хрустальный (выпускает высокохудожественные изделия) и Брянский машиностроительный завод (производит судовые дизельные двигатели, тепловозы, вагоны-рефрижераторы). В советское время Брянск развивался прежде всего как машиностроительный центр. Брянский автозавод выпускал военные машины большой грузоподъёмности, способные нести ракеты мобильного базирования; брянские автомобили раньше можно было видеть на военных парадах.

Большинство машиностроительных предприятий, зависящих от государственных заказов, в 90-х гг. работало не на полную мощность, и им приходилось менять род своей деятельности.

Смотрите так же:

Leave a Comment