Рост экспортных поставок, курс на повышение производительности труда и эффективное использование капитала, сырья и энергоносителей сглаживают негативные последствия развития прошлых лет. К 2001 промышленное производство возросло на треть, а продукция машиностроения - в 1,5 раза. Идет модернизация основных средств производства, повышается квалификация персонала, снижается энергоемкость предприятий, в промышленность внедряются новейшие научные достижения. Особое внимание уделяется стратегическим отраслям производства: металлургии (включает 3,4 тыс. предприятий с более чем 1,4 млн. человек - почти 9% от всех занятых в промышленности) и машиностроению. Последнее работает на устаревшем оборудовании и использует труд в 5-10 раз большего числа рабочих, чем на аналогичных предприятиях за рубежом. Оборонно-промышленный комплекс РФ располагает более чем 1700 предприятий, в которых занято 1,5 млн. человек в промышленности и 0,5 млн. - в науке; на его долю приходится 35% экспорта машин и военного оборудования. Наконец, авиационно-технический комплекс РФ объединяет около 370 предприятий (более 150 заводов и 200 научно-исследовательских институтов), где трудятся около 900 тыс. человек. Деятельность промышленных отраслей регулируется программами РФ.

Энергетика РФ делится на тепло/гидроэнергетику и атомную энергетику. На производство тепла в стране расходуется 2/3 первичных энергоресурсов, идущих на внутренние нужды. Главные источники теплоснабжения - котельные и теплостанции (ТЭС) - их 69% от общего числа, а это - 260 тыс. км. теплосетей, хотя они технически несовершенны, высокоаварийны и теплорасточительны.

В лучших условиях находится гидроэнергетика: в РФ сосредоточено около 9% мировых запасов водной энергии (больше только у Китая), однако распределение технического потенциала рек по территории страны неравномерно: большая часть полноводных рек протекает в Сибири (Ангара, Витим, Енисей, Иртыш, Лена, Обь), где спрос на электроэнергию невелик. В Сибири освоено лишь 1,1% гидротехнического потенциала региона, на Дальнем Востоке - 1,4%, а в Европейской России - 26,6%. Крупнейшими в стране водохранилищами гидроэлектростанций являются Волгоградское, Вятское и Зейское.

Со строительством первой АЭС в Обнинске (Калужская область) в 1954 атомные электростанции с тепловыми реакторами на уране 235 получили быстрое распространение. За полвека сложилась мощная отрасль энергетики - атомная. Ныне АЭС вырабатывают 15% от общего объема электроэнергии в стране. Эксплуатируется 30 энергоблоков, заканчивается сооружение Балаковской, Калининской, Курской и Ростовской АЭС. Тепловые атомные реакторы установлены на 300 подводных лодках и 8-ми ледоколах. Однако после аварии в 1986 на Чернобыльской АЭС это направление энергетики обращает на себя внимание со стороны общественности и экологов, встревоженных накоплением опасных для здоровья отходов этой отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) РФ объединяет также отрасли, осуществляющие добычу, транспортировку, обработку первичных энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь), занимая 2-е место в мире после США по производству энергоресурсов и 3-е место в мире после США и Китая по внутреннему употреблению. Почти 40% первичных энергоресурсов РФ экспортируется (в том числе по построенному в советское время нефтепроводу "Дружба" в Западную Европу), что и определяет ориентацию экономики РФ (лишь 54% добытого перерабатывается внутри страны). Важнейшие нефтяные компании: "Тюменская нефтяная компания" (ТНК), "НК ЛУКойл", "Сургутнефтегаз", "НК Роснефть", "Татнефть", "Сибнефть", "СИДанко", "НТК Славяннефть", "АНК Башнефть". По состоянию на 2001 в РФ известны 2232 нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных месторождения и 770 месторождений газа (но разрабатывается лишь 1235 и 340 соответственно). Ведется работа по прокладке нефтепроводов через Балтийское море в Западную Европу. Благополучие в нефтяной отрасли связано с высокими ценами на нефть (2005 - более долл. 60 за баррель).

Растет значимость добычи газа для промышленности, составляя около 50% в общем потреблении (в качестве топлива) энергоресурсов РФ. Свыше 85% газа добывается в Западной Сибири и затем экспортируется в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья (принято, в частности, решение о строительстве нового газопровода через Финляндию в Германию). Магистральные газопроводы протянулись более чем на 150 тыс. км. (газораспределительные - более чем на 360 тыс. км.) Однако далеко не все жилища в РФ газифицированы (лишь 36 млн. квартир, в том числе 12 млн. в сельской местности).

По запасам угля РФ занимает лидирующее положение в мире, энергетический потенциал угольной промышленности значительно превышает нефтяной. Но доля угольной промышленности в энергетическом балансе страны снижается, поскольку треть добываемого угля - бурый, и цена на него на 75% дотируется государством. В угледобывающей отрасли действуют 72 акционерных общества (114 шахт, 125 разрезов), где занято более 270 тыс. чел. Основные угледобывающие компании: "Воркутауголь", "ХК Кузбасразрезуголь", "УК Южкузбасуголь", "Востоксибирьуголь", "Читинская УК", "ГУП Якутуголь".

Транспорт в России до середины 19 в. был лишь водный и конно-гужевой, но строительство первых железных дорог (С.-Петербург - Царское село, 1837 и Москва - С.-Петербург, 1851) сделало их основными "кровеносными артериями" российской экономики. В 1913 Россия была 2-м месте в мире (после США) по протяженности железных дорог (71,7 тыс. км., самая протяженная - Транссибирская). Тогда же в России использовалось около 65 тыс. км. внутренних водных путей, а морской торговый флот насчитывал более 1100 судов (механических и парусных).

Несмотря на то, что в годы Первой мировой 1914-1918 и гражданской 1918-1920 войн транспорт пришел в упадок, восстановление его шло быстрыми темпами, и уже в 1927-1931 было завершено строительство новой Туркестано-Сибирской магистрали, затем построены каналы Беломоро-Балтийский (1933) и Москва - Волга (1937), автомагистраль Москва - Минск, созданы автомобильный и воздушный транспорт, началось освоение Северного морского пути. Война 1941-1945 принесла новые потери и разрушения; восстановление транспорта после нее заняло около пяти лет, когда вместе с реконструкцией старых путей сообщения стали строиться новые (канал Волга - Дон, 1950-е).

Современная "Программа модернизации транспортной системы России в 2002-2010" ставит задачу более полного включения РФ в систему мировых хозяйственных связей, паневропейских транспортных "коридоров" и сообщения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Трудности кроются в износе основных фондов российского транспорта до 75%, отсутствии единой сети транспортных коммуникаций (около 40 тыс. населенных пунктов РФ вообще не обслуживаются никаким транспортом).

Длина железнодорожных линий в РФ сейчас не намного выше дореволюционной (86 тыс. км.). На нем работают 3,6 тыс. грузовых электровозов, 1,2 тыс. тепловозов, используются 497 тыс. грузовых вагонов и 20,1 тыс. пассажирских. Более 85% перевозок осуществляется негосударственными предприятиями (это 40% общего грузооборота и 35% пассажирского).

Морской транспортный флот РФ располагает 840 судами плюс 186 судов, зарегистрированных в иностранных судовых реестрах. 149 морских судов, построенных в 1999-2002, приватизированы. В государственной собственности находятся ледоколы (из них 6 задействованы на трассе Северного морского пути, остальные в Антарктиде) и аварийно-спасательные суда. 43 морских торговых порта России обеспечивают перевозку грузов во внешней торговле, что составляет 93,3% всего ее грузооборота. Однако 2/3 российских портов мелководны. Протяженность внутреннего водного транспорта (реки Волга с Камой, Обь с Иртышом, Енисей, Лена, Амур) - 101,8 тыс. км. На их протяжении имеется 700 шлюзов, каналов и дамб, действуют 32 тыс. судов. На внутренних водах РФ 125 портов.

Воздушный транспорт РФ насчитывает более 2 тыс. пассажирских и грузовых самолетов и более 2,4 тыс. вертолетов, обслуживаемых работниками 267 авиакомпаний (130 - на международных авиалиниях). 76% перевозок осуществляют суда старого поколения, 18% - иностранного производства и 6% - судами нового поколения (ИЛ-96, Ту - 204 и 214, АН-38). Свыше 60 аэропортов имеют статус федеральных (в том числе - Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Иркутск, Владивосток).

Автомобильный транспорт выполняет 74% грузовых перевозок с помощью 175 тыс. организаций и более 170 тыс. индивидуальных владельцев. Грузовой автотранспорт насчитывает более 3,5 млн. ед., из которых 1,6 млн. числятся за организациями, а 1,8 млн. - частная собственность граждан. Основная часть пассажиров перевозится частными лицами, в 90 городах РФ есть легковые таксопарки. Автобусным сообщением перевозится около трети пассажиров по стране. 9/10 пассажирооборота выполняется в городском и пригородном сообщении. Дорожная сеть автодорог РФ - около 900 тыс. км. (из них 145 тыс. км. - грунтовые). В последние годы открыты путепроводы Красноярск - Иркутск, Алтай - Кузбасс, Чита - Хабаровск, а также сквозной проезд от Москвы до Читы с более чем 4 тыс. населенных пунктов. Бурно растет парк легковых автомобилей: предполагается, что к 2010 каждый четвертый гражданин России будет владеть собственным автомобилем.

Городской пассажирский транспорт обслуживает население громадного количества населенных пунктов. В 1274 городах и поселках и в 79 935 населенных пунктах сельской местности курсируют автобусы. Городской электротранспорт курсирует в 116 городах (трамваи - в 67, троллейбусы - в 89, метро - в 7 городах РФ), на 1626 маршрутах. Многие категории населения пользуются городским транспортом бесплатно.

Трубопроводный транспорт (магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы) имеет солидную протяженность - 217 тыс. км. На них работают 247 компрессорных станций. В общем объеме этого оборота доля газа - 55,5%, нефти - 40,3%, нефтепродуктов - 4,3%. Строятся Балтийская нефтепроводная система с выходами за рубеж, нефтепроводы Саратов - Волгоград - Тихорецк - Новороссийск, Кетово - Ярославль - Кирши - Приморск), повышена пропускная способность нефтепровода Тенгиз-Новороссийск. Решения последнего времени связаны с разработкой "Китайского газового проекта" (Новосибирск - Красноярск - Тайшет - Хабаровск - Пхеньян - Сеул -Дацин). Через магистральные трубопроводы уже перекачано более 500 млн. т газа, более 300 млн. т нефти, около 20 млн. т нефтепродуктов.

Туризм. Задолго до его оформления в самостоятельную, приносящую доход отрасль существовал в России в форме "охоты к перемене мест". Еще в 11 в. киевский игумен Даниил совершил хождение в Святую землю (Иерусалим), оставив своеобразный путеводитель для последующих паломников. Светский туризм берет начало в кон. 18 в.: в 1777 В.Гений опубликовал План предполагаемого путешествия в чужие края, следом были напечатаны первые путеводители по Москве и Санкт-Петербургу, позднее - по регионам России. Первые туристские клубы и организации появились в 19 в., в конце его возникло уже первое коммерческое предприятие по туризму. В начале 20 столетия начало работу "Российское общество туристов", издававшее журнал "Русский турист" (1903).

Спустя 10 лет после революции и гражданской войны в СССР было создано "Общество пролетарского туризма РСФСР", переименованное затем в "Советский турист". В советское время туризмом ведали профсоюзы, создавшие "Туристско-экскурсионное управление". К 1941 в стране насчитывалось165 Домов туристов и 50 турбаз, 19 "горных приютов", 12 гостиниц и 24 лагеря, а также много временных стоянок - общая вместимость их, однако, не превышала 20 тыс. мест.

После войны 1941-1945 был создан Центральный дом туриста и туристский комплекс "Измайлово" в Москве. Через Центральный совет по туризму и экскурсиям в 1960-1970 годы ежегодно обслуживалось около 200 млн. туристов и экскурсантов.

После "перестройки" туризм стал в РФ самостоятельным видом бизнеса. Бурно развивается оздоровительный и спортивный туризм в 13-ти федеральных туристских зонах (Западной, Северо-западной, Центральной, Кавказской и т.д.). Из года в год растет приток зарубежных туристов, сдерживаемый лишь отсутствием достаточного числа хороших отелей, которые есть только в крупных городах. На Дальнем Востоке, Байкале для приезжающих организовываются охотничьи, рыболовные и подводные путешествия, среди предлагаемых современными туроператорами есть и путешествия на ледоколах к Северному полюсу и другие экзотические туры.

Государственный бюджет в РФ обеспечивает функционирование государства на трех уровнях: общегосударственном, федеральном (бюджеты 89 субъектов федерации) и местном. Государственный бюджет строится на разграничении доходов и расходов и принципе самостоятельности бюджетных субъектов федерации. Бюджетный процесс отрегулирован в Бюджетном кодексе РФ. В нем установлен отказ от директивного планирования и переход к политике стимулирования рыночной инициативы. Тем не менее, бюджеты утверждаются в форме законов (кроме местных), в том числе и бюджеты государственных внебюджетных фондов - пенсионного, социального, обязательного медицинского страхования. Бюджеты составляются и утверждаются на один год. Государственная дума рассматривает проект закона о федеральном бюджете в четырех чтениях начиная с августа. Она старается учесть все предложения и замечания, после чего проект передается в Совет Федерации для одобрения, а затем - президенту РФ для подписания и обнародования.

За счет средств государственного федерального бюджета финансируются расходы государственного характера (оборона, международная деятельность, судебная система и т.д.). На основе федерального бюджета планируется региональные и местные бюджеты, из их средств финансируются образование, здравоохранение, культура, ЖКХ, транспорт и т.д.

Переход к рыночной экономике в стране имел большие издержки: кризис неплатежей, приведший к росту внешнего долга до 160 млрд. долл. к 1998, к финансовому кризису (дефолту). Трудности были преодолены путем сокращения государственных расходов: начиная с 2000 госбюджет исполняется с превышением доходов над расходами с одновременным сокращением внешнего долга. Рост цен на нефть, укрепление финансовой дисциплины позволили постепенно увеличить расходы на оборону, правоохранительную, судебную и социальную деятельность, повысить пенсии, зарплату работникам бюджетной сферы, скопить значительный финансовый резерв. Ведется работа по приведению бюджетно-финансовой системы РФ к новому качественному состоянию, соответствующему критериям участия в валютном союзе Европейского союза, определенным Маастрихтским договором.

Денежная система РФ функционирует на основе закона от 29 сентября 1992. Официальная денежная единица - рубль. Соотношение между рублем и золотом не установлено, постоянно меняется. Деньги создаются банковской системой двух уровней - Центрального банка и кредитных организаций. Денежная масса в РФ формирует определенные базовые суммы (агрегаты), которые различаются по степени простоты использования данных средств для осуществления сделок.

Агрегат М0 - наличность (монеты, бумажные и электронные деньги) - может беспрепятственно пускаться в оборот.

Агрегат М1 - текущие счета и депозиты до востребования, наличность с них снимается без задержек и штрафов.

Агрегат М2 включает в себя агрегат М1 и деньги, которые нельзя использовать без согласия владельца (сберегательные и срочные вклады).

Агрегат М3 - денежные сертификаты с фиксированным сроком погашения - могут быть использованы лишь по истечении определенного срока.

В РФ действует разработанная Международным валютным фондом методология денежного обзора, с помощью которой характеризуется совокупность всей наличной в государстве денежной массы: как самих денег, так и квазиденег (срочных депозитов в национальной и иностранной валюте). Регулирование наличного денежного обращения осуществляется на основе "Положения о правилах организации денежного обращения на территории РФ".

Банковская система действует в РФ на двух уровнях: Банк России (Центральный банк РФ) и многочисленные коммерческие банки. Все они работали на основе закона от 2 декабря 1990 О банках и банковской деятельности в РСФСР и О Центральном банке РСФСР (Банке России).

После кризиса 1998 была произведена перестройка банковской системы, приведшая к значительному росту кредитных банков (293 на 1 января 2003), в том числе 126 банков с иностранным участием в основном капитале. Продолжается рост ресурсной базы кредитных банков и объема кредитов. Кредитные банки контролируются Банком России, выдающим лицензии. Роль банковского сектора в экономике возрастает: увеличивается кредитование малого и среднего бизнеса, ипотечное кредитование и потребительский кредит. Вводится прозрачность кредитных операций, привлекаются вклады населения РФ. Доля Сбербанка России составляет в них 70%. Расширяют свою деятельность Агропромбанк, Внешэкономбанк, Жилсоцбанк, Промстройбанк и др. Начиная с 2000, банковская система развивается в благоприятных макроэкономических условиях (высоких мировых ценах на нефть, активной инвестиционной деятельности, позитивных тенденциях во внешнеполитической сфере). Рыночно ориентированный, хотя и недостаточно развитый, банковский сектор имеет неплохую динамику основных показателей свой деятельности и начинает приближаться к параметрам, соответствующим международным стандартам.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Ранняя история русской государственности связана с историей заселения в I тыс. до н.э. севера и центра Восточно-Европейской равнины славянскими племенами. Пришедшие сюда задолго до Великого переселения народов (3-7 вв.), они жили оседло и занимались охотой, рыболовством и земледелием, в степной полосе - скотоводством. В византийских источниках (Прокопий Кесарийский) те из славян, что занимали территорию от Черного моря на юге до Ладоги и Балтики на севере, от низовьев Дуная на западе до Волги и Северного Донца на востоке именовались венедами или антами.
Древнейшая русская летопись, Повесть временных лет (12 в.), отвечая на риторический вопрос ее автора "Откуда есть пошла русская земля?", называет около десятка восточнославянских племен (поляне, словене, древляне, радимичи, вятичи, северяне, уличи, кривичи и др.), живших на этих землях. Археологические раскопки свидетельствуют, что им были известны примитивные ремесла (гончарное, ткацкое).

Летописец также упомянул имена Кия, Щека, Хорива и сестры их Лыбеди как первых властителей, княживших в Киеве, приписывая в то же время славу объединителей древнерусских земель трем братьям-варягам (шведам) - Рюрику, Синеусу и Трувору, призванным в легендарном 862 из Новгорода в Киев на княжение. При наследнике Рюрика (862-879) кн. Олеге (879-912) Киев стал столицей древнерусского государства (882).

Этноним "Русь" толкуется по-разному: в ряде источников "анты", упомянутые Прокопием Кесарийским, названы "русами"; скандинавские ученые видят в названии племени вариант слова "ruotsi" (шведы, норманны); есть толкование о взаимосвязи этнонима Русь с топонимом "Ра" (древним названием Волги). Образование древнерусского государства после складывания крупных городских поселений (Новгорода, Киева, Чернигова, Полоцка) позволяет предположить, что "руссами" могли именовать славянских и скандинавских купцов и наемников, объединявшихся во взаимовыгодные военные и торговые союзы.

Управлявшаяся великим князем, который был также предводителем дружины, по совету с которой принимались решения ("вечевая демократия"), Киевская Русь быстро расширила сферу господства над другими славянскими племенами и городами. С них собиралась дань ("полюдье"). Места ее сбора и периодичность были установлены первой финансово-административной реформой 945. Инициатором ее проведения была в. кнг. Ольга (945-964), супруга (к 945 вдова) преемника кн. Олега, кн. Игоря, который первым принял титул "великого князя" (912-945). При Игоре и Ольге родственники киевского правителя уже могли получать от него или его супруги города и земли в управление, что свидетельствует о развитии представлений о княжеском владении земельной собственностью, о складывании домена Рюриковичей.

Условием процветания Руси была торговля по водному пути с Волхова и Западной Двины в Днепр и Черное море ("из варяг в греки"). Основными торговыми партнерами были Византия (столица - Царьград) на юге, норманны на севере, страны юго-востока на востоке. Экспортировались воск, меха, мед, изделия металлообработки, зерно (пшеница, рожь, гречиха, ячмень, овес).

Культурные связи Киева с Царьградом сыграли ключевую роль в конфессиональной истории России. Из Византии на Русь в 988 при в. кн. Владимире I (980-1015) пришло христианство в его ортодоксальной форме. Византийское влияние на русскую культуру прослеживается в цветовом своеобразии иконописи, мозаичной и фресковой живописи, крестово-купольном стиле русского храмового зодчества. Крещение Руси имело следствием свержение языческих идолов (Перуна, Сварога и др.) в городах, удаленных от столицы на север и восток, что вызывало и недовольство: новая религия рассматривалась как угроза политической автономии этих земель. Возникшее двоеверие, борьба православных проповедников с пережитками язычества стали характерными чертами духовной жизни страны на протяжении веков.

Сын Владимира, в. кн. Ярослав Мудрый (1019-1054) утвердил первый русский свод законов, Русскую Правду. При его сыновьях ("Ярославичах") утвердилась "лествичная система" наследования княжеского "стола": подвластные великому князю земли были общим достоянием всех наследников, из которого получателям "отчины" давались "уделы" во временное управление. Каждый старался продвинуться от менее престижных престолов и уделов к более значимым, к титулу великого князя. Разделив страну на множество земель (по числу сыновей), Ярослав создал предпосылки для феодального дробления государства на отдельные княжения, где каждый властитель был сам себе хозяином ("каждый да держит отчину свою"). В Киевском, Суздальском, Полоцком, Галицко-Волынском и др. княжествах окончательно утвердилась традиция монархического правления (хотя и при участии военной аристократии). В ряде же земель северо-запада (Псков, Новгород) собрание горожан ("вече") к началу 11 в. приобрело большую значимость, чем слово номинально правящего князя. В начале 12 в. новгородцы вышли из-под прямого подчинения Киеву и в 1136 прогнали правившего у них кн. Всеволода. Главным лицом в Новгороде стал избираемый посадник; эту должность мог занимать только родовитый боярин. В 1156 новгородцы закрепили за вечем право избирать своих архиепископов, коим поручали ведать городской казной. После перекрытия половцами пути из варяг в греки, значение этого города настолько возросло, что он стал именоваться Господином Великим Новгородом, стал чеканить свою монету, ввел свою систему мер и весов.

Могущество Киева пошатнулось. Его последним ярким правителем, удерживавшим страну от раздробления, был в. кн. Владимир II Мономах (1113-1125). После смерти его сына Мстислава I (1125-1132), как записал летописец, "раздрася вся земля Русьская". В 1169 великокняжеский стол был перенесен из Киева во Владимир. Этот город, доставшийся при разделе имущества Мономаха его сыну Юрию Долгорукому (1125-1157), стал новым центром русских земель. Брат Юрия, Андрей Боголюбский (1157-1172), перенес столицу из Киева во Владимир. Владимиро-Суздальское княжество становилось одним из наиболее могущественных в "лоскутной империи Рюриковичей".

Развитию феодальной раздробленности на русских землях способствовал ряд факторов: укрепление феодальных вотчин, рост городов, становившихся укрепленными центрами отдельных территорий, потеря былой мощи Киевом, сокращение торговых караванов "из варяг в греки" из-за набегов на них половцев, развитие авторитарного идеала - веры в могущество "своего" властителя как гаранта безопасности и благоденствия.

Иллюзорность таких надежд стала очевидной в момент опасности, нависшей над Русью в 13 в. Неизвестные ранее кочевые племена, именуемые по названию передового отряда их войска "татарами", приблизились к юго-восточным границам Руси. Раздираемые противоречиями и несогласиями в борьбе за главенство, русские князья не смогли противопоставить захватчикам внушительного войска. В 1223 "русичи" были разбиты татарами, возглавляемыми Чингисханом (ок. 1155-1227) и его верным тёмником Субэдэем на реке Калке близ Азовского моря.

В конце 1237 союз монгольских племен, назвавшийся Золотой Ордой, под руководством внука Чингисхана Батыя (1208-1255) вторгся на территорию Рязанского княжества. В начале 1238 были захвачены Владимир, Торжок, Тверь. Последний владимирский князь Юрий погиб в битве с захватчиками на реке Сить в феврале 1238. Батый двигался к Новгороду, но страх оказаться отрезанным от обоза в условиях приближавшейся весенней распутицы заставил его повернуть назад, захватить Козельск, в 1240 - Киев и направиться в сторону Галичины. Достигнув Карпат, ордынцы вернулись на восток и основали столицу на Нижней Волге, в Сарае (недалеко от современной Астрахани).

Обезлюдевшие земли Поднепровья захватило Великое княжество Литовское, западные земли - Польша.

Северо-восток Руси сильно пострадал от нашествия (50 городов было разрушено, ремесленники уведены в рабство). Захватчики не пытались обратить покоренных руссов в свою веру; православные же проповедники не вели миссионерской деятельности в Орде, лишь осуждая повседневные контакты с "погаными" (монголы оставались язычниками) и запрещая смешанные браки (кроме князей и ханской семьи). Русские князья признали верховную ханскую власть, дав согласие платить дань завоевателям ("ясак") и согласовывать назначение правителей русских земель - великих князей - в ставке ордынского хана (получение "ярлыков" на великое княжение). Даже Новгород, не разграбленный ордынцами, поначалу согласился на уплату "ясака". Новгородские земли испытали в 1240-е нашествие рыцарей-крестоносцев, также пытавшихся завоевать православные земли. Но призванный вечем и посадниками из Переяславля князь Александр Невский (1252-1263) нанес поражение шведской армии крестоносцев на Неве в 1240, а затем разгромил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере в 1242, после чего стал военным советником ордынского хана.

Вопрос о влиянии на русскую культуру и историю установившегося в 1240-е более чем двухвекового ордынского ига до сих пор остается предметом споров. Историки-"евразийцы" полагают, что события 13-15 вв. являют пример успешного межкультурного взаимодействия. Их оппоненты считают, что иго сильно затормозило развитие экономики Руси, оказавшейся под влиянием восточного варианта варварства, что и предопределило цивилизационный раскол, приведший к изоляции Руси и России от европейской культуры, укрепило деспотическую тенденцию в политической истории страны, способствовавшую формированию самодержавной формы правления.

Необходимость борьбы с завоевателями - главная особенность процесса складывания единого государства на русских землях, начавшегося одновременно с формированием великорусского этноса в конце 14 в. Центром объединительного процесса стал неприметный ранее город Москва во Владимирском княжестве. Он был удален от границ, где жителям постоянно угрожали ордынские сборщики дани (баскаки), окружен лесами и в то же время выгодно располагался на торговых путях в центре русских княжеств, в междуречье Оки и Волги. Правители Москвы, начиная с сына Александра Невского Даниила Александровича (1276-1303) умело устраняли соперников (тверских князей), опираясь на поддержку Орды, куда возили щедрые подарки. Решающую роль в возвышении Москвы сыграл московский князь Иван I Калита (1325-1340), выкупивший у хана великокняжеский ярлык, который позволил Москве занять господствующее положение по отношению к другим русским городам. При Калите в Москву из Киева переместилась и митрополия (1326). Внук Калиты, Дмитрий Иванович Донской (1359-1389) собрал войско в окружавших Москву княжествах и вывел его на сражение против ордынцев: 8 сентября 1380 ордынское войско под командованием хана Мамая было им разбито в Куликовской битве. После этого начался закат Золотой Орды, принявшей к тому времени ислам. В 1395 Тамерлан разгромил ее и разорил Сарай; Орда распалась на Крымское, Астраханское, Казанское и Сибирское ханства.

После падения в 1453 под ударами турок византийской столицы Царьграда (Константинополя), часть византийских священников бежала в Москву, считая ее последним оплотом православной веры, избежавшей исламизации. Идеологическим обоснованием возвышения Москвы стала теория "Москва - третий Рим", согласно которой "два Рима пали" (первый, языческий, в результате преследования христиан варварами в 476; второй, Константинополь, как признавший главенство католиков (1439) в надежде на помощь Запада в борьбе с турками; третий, Московия, стоит, а "четвертому не быти"). Правнук Дмитрия Донского, в.кн. Иван III, женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, чтобы подтвердить статус Москвы как преемницы имперских традиций Рима и Византии. В ряде документов Иван назван царем (от греч. kaisar, лат. caesar). При Иване III Москва перестала платить дань монголам: после "стояния на Угре" в 1480 русского и ордынского войска, хан Ахмат не решился на битву и отступил. Так завершилось ордынское иго.

Объединение страны в централизованное государство шло в обстановке "внутренней колонизации" (освоения под пашню лесов северо-восточной Руси), оживления ремесел, торговли, демографического подъема в деревнях и развития в них промыслов, роста дворянского землевладения на основе княжеских пожалований земли с крестьянами. Принадлежность крестьян владельцам закреплялась в первом своде законов единого государства - Судебнике 1497. Он ограничивал переход крестьян от одного владельца к другому одним днем в году, 27 ноября.

Быстрый рост служилого сословия стал основой усиления военного потенциала Московии, зажатой между Ордой и крепнущей Литвой. Культурными предпосылками объединения были сохранение русскими людьми своего языка, правовых норм, веры, а также заинтересованность православной церкви в объединении и поддержка ею русских князей.

Если начальный этап "собирания земель" (1303) был связан с возвышением Москвы и первыми победами над ордынцами, то его завершение окрашено борьбой московских князей за расширение территории государства: к Москве были присоединены не только княжества (Тверское, Звенигородское, Переяславское), но и земли с вечевым ("республиканским") правлением. Несмотря на сильную антимосковскую оппозицию, возглавленную в Новгороде вдовой посадника Борецкого Марфой, после проигранной в 1471 Шелонской битвы городу пришлось признать главенство Москвы и в знак подчинения снять вечевой колокол, отправив его на переплавку. См. также ДРЕВНЕРУССКИЕ КНЯЖЕСТВА.

Местное управление на присоединенных землях до середины 16 в. исполняли бояре-наместники. Им за исполнение административных функций было позволено "кормиться" с подвластной территории. Границы Московского государства окончательно определились при сыне Ивана III, Василии III - 1521, когда к Московии было присоединено последнее (Рязанское) княжество.

Правление сына Василия III Ивана IV Грозного (1533-1584) стало эпохой утверждения самодержавных тенденций в системе политического управления. Экстенсивный характер московской экономики (обширность территорий, суровый климат и связанная с этими факторами низкая плодородность почв), вызванные им необходимость колонизации все новых земель, их зависимость от центра, жесткое соподчинение всех социальных страт порождали деспотизм в управлении. Он компенсировал незрелость и слабость аппарата управления.

Московское царство продолжало расширяться: царево войско, двинувшись на Волгу, покорило Казанское (1552) и Астраханское (1556) ханства, присоединило земли чувашей, марийцев и удмуртов. В конце века настал черед Сибири - русские войска под предводительством Ермака заставили сибирского хана Кучума признать главенство Москвы (1585). Вольные русские переселенцы оказались обеспечены плодородными землями. Освоение Урала и Сибири сыграло решающую роль в развитии русской промышленности.

Московская Русь стала многонациональным государством, именуемым Россией.



Страница: [ 1 ][ 2 ][ 3 ][ 4 ][ 5 ][ 6 ][ 7 ][ 8 ]