С историей Усть-Кута связано имя известного землепроходца Ерофея Хабарова. По местному преданию, он здесь жил и похоронен. Правда, исследователи установили его захоронение в деревне Хабаровка близ Киренска. Но доподлинно известно, что в 1639 г. Хабаров основал в Усть-Куте солеваренный завод. И что пришел он рке на открытое и населенное место. Еще в 1631 г. в устье р.Кут, при впадении ее в Лену, отсюда название Усть-Кут, енисейский атаман И.Галкин основал зимовье.
В 1640 г. был поставлен «острожок», обнесенный частоколом. По чертежу С.у.Ремезова острог в конце XVII в. представлял собой поселок в форме четырехугольника, обнесенный стеной, имевшей одну проезжую башню, по сути дела представляющую собой врубленную в стену Спасскую церковь. В остроге был двор приказчика и государевы амбары. Возле острога располагались дворы плотников, казаков и дом священника. Затем острог был расширен. Спасская церковь оказалась внутри острога. В 1723 г. здесь проживали 53 человека, в 1740 г.— 7о, а в 1858 г.— 200 человек.
Острог вначале был пунктом сбора ясака и укрепленным местом. Но вскоре потерял военное и ясачное значение и в середине XVIII в. примечателен был лишь ленской пристанью и солеваренным заводом.
Через Усть-Кут шли грузы с Илима и Верхней Лены. Он стал важным транспортным пунктом на пути в Якутию. Здесь строились суда, на которых купцы отправляли свои товары вниз по Лене. Ежегодно в мае на пристани проходили оживленные ярмарки.
Солеварение велось сезонно, лишь весной и летом, а осенью и зимой заготавливали дрова и материалы. В середине XIX в. вываривалось от 20 до 25 тыс. пудов соли, хотя обилие рассола позволяло большую производительность. Это диктовалось потребностями рынков сбыта. Так, рке в 1902 г. было произведено 52 тыс. пудов. А поставлялась соль по Лене от Киренска до Якутии. Для обеспечения производства к заводу были приписаны огромные массивы лесов — до 8 тыс. десятин.
Значение Усть-Кута, хозяйственное и культурное, начало меняться в связи со строительством Транссибирской магистрали. Потоки грузов пошли сюда кратчайшим путем прямо с железной дороги. Но долгое время их еще доставляли гужевым, а потом автомобильным транспортом. Только в 1950 г. сюда пришел первый поезд.
Усть-Кут быстро растет. В 1954 г. он стал городом. Его улицы застраивались современными домами вдоль берега на протяжении 20 км. В 1962 г. построили речной вокзал. Наибольшую часть населения составляли портовики, речники, железнодорожники.
Современный Усть-Кут — центр Усть-Кутского района Иркутской области, крупный транспортный узел с железнодорожной станцией Лена. Это опорная база и отправной пункт Байкале-Амурской магистрали на западном ее участке Усть-Кут — Нижнеангарск протяженностью 380 км.
Грузовые и пассажирские перевозки осуществляют также речной порт Осетрово, автобусная станция, аэропорт.
Мастерство плотников, изготовлявших когда-то дощаники и барки, не забыто. Уже современные суда сходят со стапелей судоверфи, а их профилактику и ремонт осуществляет судоремонтный завод. По-прежнему работает солеваренный завод. Свою продукцию выдают два леспромхоза и молочный завод.
А рядом на соляных источниках расположился бальнеологический и грязевой курорт. Родоновая вода в источниках, содержащая бром, по минерализации выше знаменитых вод курорта Трускавец. Лечение проводится круглогодично.
Герб Усть-Кута
В изумрудном щите лазуревая перевязь слева, соединяемая в середине с правой полуперевязью лазуревой же. Левая перевязь обременена вверху серебряным якорем с расходящимися стилизованными серебряными же крыльями. Ниже правой полуперевязи черные цифры 1631 г., в левом нижнем углу щита сидящая куница натуральною цвета.
Утвержден исполнительным комитетом Усть-Кутского городского Совета депутатов трудящихся 10 июля 1974 г.
Автор герба Геннадий Харитонович Кан.