Этнография России

Культурное многообразие и этническая карта России формировались многие столетия под влиянием различных факторов: окружающей среды, хозяйственной деятельности, миграций, завоеваний, колонизации, государственной политики, миссионерства и т. д. Наиболее драматические перемены в истории народов пришлись на 20 в. В границах РСФСР возникли национально-территориальные автономии разного уровня в районах основного проживания нерусского населения России. Широкие масштабы приобрели урбанизация и модернизация образа жизни, особенно во 2-й половине столетия. Осуществлялись целенаправленные усилия и программы в области национального образования, подготовки кадров, развития престижных культурных институтов. Под влиянием этих факторов, особенно официальной политики «национально-государственного строительства», именно в этот период произошла отчетливая и масштабная консолидация (часто на вновь сконструированной основе) граждан России по членству в так называемых социалистических нациях и народностях, хотя культурные и пространственные границы между этими группами в большинстве случаев сохраняли свою условность.

В то же время в 20 в. народы России пережили трагедию гигантского социального эксперимента, который обернулся для них ужасами войн, репрессий и депортаций, разрушительного хозяйствования и жесткого политико-идеологического диктата. Партийно-государственная бюрократия жестко контролировала доступ к власти и ресурсам, насаждала идеологический официоз и культурный диктат. Большой ущерб среде обитания и состоянию традиционных систем хозяйствования народов, особенно из числа малочисленных народов Севера и Сибири, нанесли широкомасштабные и нередко малоэффективные экономические проекты, а также деятельность военно-промышленных ведомств.

Политическая либерализация во 2-й половине 1980-х гг. положила начало активным национальным движениям не только в бывших союзных республиках СССР, но и в российских автономиях. Демократические преобразования сопровождались ростом этнонациональных движений, политической мобилизацией населения вокруг идеи национального самоопределения, прежде всего как реакция на допущенные в прошлом несправедливости. Итогом этих движений стало расширение полномочий и укрепление самостоятельности национальных республик, стремление к перераспределению власти в пользу представителей титульных народов (тех, кто дал название республикам), осуществление некоторых правовых мер и программ по защите и поддержке национальных языков и культур. Начиная с сентября 1991 ряд республик, в первую очередь прибалтийских, объявили о своей самостоятельности и выходе из состава СССР. В декабре 1991 в Минске руководители России, Украины и Белоруссии констатировали факт распада СССР и приняли решение о его упразднении, которое было поддержано другими республиками, объявившими себя независимыми государствами. Россия вместе с рядом других новых государств образовала Содружество Независимых Государств. Подписание 31 марта 1992 Федеративного договора, который расширил права и полномочия национально-государственных и административных образований, определил сферы исключительного ведения федеративных властей и сферы совместных полномочий, положило начало утверждению в Рос. Федерации подлинного, а не декларативного федерализма.

За последние годы возникли национально-культурные ассоциации, возрождаются некоторые народные традиции, искусство и ремёсла. Восстанавливаются связи с соотечественниками за рубежом, в общественную жизнь возвращаются религия и церковь, некоторые древние обряды и ритуалы. На уровне федеральных органов власти рождаются важные законы, указы, постановления и программы по защите прав и интересов народов и этнических меньшинств.

Вместе с этими процессами среди многих российс­ких народов произошла консолидация национальных интеллигенции и политиков вокруг идей этнического национализма, включающих в ряде случаев не только достижение предпочтительного статуса для представителей одних народов за счёт других, но и установки на неограниченный суверенитет и отторжение федерализма. В условиях социально-экономического кризиса, ослабления общегосударственных структур и отсутствия традиций общегражданской демократии произошло обострение межнациональных отношений. В ряде регионов России имели место открытые насильственные конфликты, приведшие к человеческим жертвам, возникновению потоков беженцев и вынужденных переселенцев, к крупным материальным потерям. Медленно осуществляются меры для улучшения жизни и сохранения культуры малочисленных народов, для защиты прав и удовлетворения запросов этнических меньшинств и народов, не имеющих территориальных автономий.

Важным моментом в истории российских национальностей было принятие 26 апреля 1991 закона «О реабилитации репрессированных народов», который осудил практику сталинских депортаций, определил меры по политической и социальной реабилитации, а также предусмотрел восстановление упраздненных национально-государственных образований (в прежних границах). С целью урегулирования межэтничес­ких противоречий, главным образом по причине территориальных споров, в 1993 прошла серия региональных встреч и переговоров с федеративными 4 органами власти. 12 декабря 1993 в результате всенародного референдума была одобрена новая конституция и прошли выборы в высший законодательный орган — Федеральное собрание (состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы). В стране закладываются основы правового государства, определяющего дальнейшее успешное развитие многонационального народа России.

Одним из важнейших механизмов управления сферой межнациональных отношений в таком крупном государстве, как Российская Федерация, является распространение полных и достоверных знаний о культуре, обычаях и традициях населяющих ее народов. Эти знания помогают преодолевать ксенофобию и негативные этнические стереотипы, обога­щают духовный мир россиян, формируют установки на межнациональное согласие и сотрудничество, личностные контакты и культурное взаимодействие. Для того чтобы понять особенности современного положения российских народов, нужно быть знакомым с их происхождением и этнической историей. Следует также помнить, что искаженные данные об этногенезе нередко используются в шовинистических и националистических целях. В связи с этим очень важно учитывать, что большинство народов России сложилось в результате смешения в ходе длительного исторического развития, сложных этнических и миграционных процессон. Между этническими общностями трудно провести жесткие культурные, а тем более административно-территориальные границы. В истории происходит постоянный процесс культурных взаимодействий, передвижения людей разной национальности и их смешения.

Энциклопедия называется «Народы России». Само понятие «народ» многозначно. По крайней мере, у него есть два значения. Одно основано на общегражданской общности и относится к понятию населения страны или территории (народ России, россияне, сибирский народ и т. п.). Территориальный или гражданский смысл этого понятия широко распространен и используется в международно-правовой практике. Другое значение понятия «народ» определяет этнокультурные общности и является синонимом «этнической группы» или «национальности» (русские, татары, украинцы, чукчи и т. п.). В этом смысле народ составляет группа людей, члены которой разделяют общее название и элементы культуры, обладают представлением (мифом) об общем происхождении и общей исторической памятью, связывают себя с определенной территорией, обладают чувством солидарности. Среди этих признаков определяющую роль играют самосознание и солидарность. Гражданское (политическое) значение понятия «народ» и этнокультурное не противоречат друг другу и принадлежность к обоим типам общности не является взаимоисключающей, а наоборот, предполагает двойную или множественную лояльность и принадлежность. «Национальная принадлежность» — это личное дело каждого гражданина и какие-либо неравенство и дискриминация по этническому признаку недопустимы. Все граждане России, относят они себя к большим или малым национальностям, расселенным компактно или дисперсно, только в России или за ее пределами, равны перед законом в своих правах на сохранение и развитие своей культуры и своей этнической принадлежности. Богатство и сила России заключены в ее культурном многообразии.

Именно это положено в основу предлагаемого читателю издания — первого самого полного справочника о народах России.

Настоящая энциклопедия «Народы России» предназначена для широкого круга читателей — научных работников, преподавателей, студентов, практических работников. Издание призвано отразить современный уровень развития всего комплекса наук, изучающих различные аспекты характеристики населения (этнологии, лингвистики, антропологии, религиеведения, демографии и др.).

В энциклопедии даётся этнографическая характеристика народов, приводятся сведения об их тради­ционной культуре и быте, традиционных социальных институтах, специфических для того или иного народа этнических процессах. Современные социально-экономические отношения, состояние экономики, проблемы индустриализации и урбанизации, профессиональная культура затрагиваются в той мере, в какой это необходимо для понимания этнических проблем.

К работе над изданием был привлечён широкий круг учёных. В авторском коллективе представлены учёные многих научных и учебных центров Российской Федерации, а также других государств, входивших в сосщв бывшего СССР.

Энциклопедия состоит из трёх разделов. В первом помещены статьи, характеризующие этническую (в широком смысле этого слова) ситуацию в России, а также в ближнем и дальнем зарубежье. Второй раздел состоит из статей о народах России.

В статьях о народах, как правило, содержатся следующие сведения: название народа, принятое в русском языке, самоназвание, другие названия; страна или страны, в которых живёт данный народ, основная территория расселения внутри страны, общая численность народа, а также его численность в отдельных странах; язык и его диалекты, распространение двуязычия, характер письменности; религиозная принадлежность; этногенез и краткая этническая история; традиционные занятия и их современное состояние; традиционные поселения и жилище; традиционная одежда; народная пища; традиционное социальное устройство; духовная культура; специфические черты национального быта, народные и фольклорные праздники; традиционные верования. Численность народов указывается по переписи населения 1989 (если не указана другая дата).

В третьем разделе помещены статьи об основных этнографических понятиях и терминах, таблицы. Издание содержит св. 600 иллюстраций, в том числе и цветных, а также карты.

Следует учитывать, что в последние годы состояние отечественных общественных наук, в частности этнологии, характеризуется теоретической и методологической неопределенностью. Происходит становление новых концептуальных подходов к анализу и интерпретации фактического материала. В этих условиях редколлегия осознает возможную спорность и дискуссионность ряда положений авторов статей. Редколлегия будет признательна читателям за присланные замечания и предложения по адресу: 109817, Москва, Покровский бульвар, д. 8, научное издательство «Большая Российская энциклопедия».

Смотрите так же:

Leave a Comment