Юрга

Первые сведения о поселениях на месте Юрги относятся к концу XVII в., когда на торговых путях по р. Томь и Казацкому тракту, ведущему из Томска в Кузнецк, возникло небольшое русское поселение Усть-Искитим.

В конце XIX в. при проведении Транссибирской железнодорожной магистрали была построена станция Юрга. Город начал возводиться в 1940 г. вместе со строительством машиностроительного завода. В 1942 г. пристанционный поселок был преобразован в рабочий поселок, а в 1943 г.— город.

Юрга находится у места слияния Сибирской магистрали и кузбасской железной дороги. Это северные ворота Кузнецкого угольного бассейна., через которые поезда идут на Новосибирск и далее через Урал в Европу через станцию Юрга-Кольчугинская, а в обратном направлении — через Юргу на Топки и далее на юг в города Кузбасса.

Юрга относится к городам, имеющим благоприятные планировочные условия для размещения крупных промышленных комплексов. Поэтому, в отличие от других городов Кемеровской области (возникавших из рабочих поселков при шахтах и рудниках), Юрга застраивалась по проектам. Первая проектная схема была составлена Ленинградским отделением Госстройпроекта в 1940 г. В 1947 г. составлена схема генерального плана города, а в 1955 г. сам генеральный план. Строительство города регулировалось этими документами и проектами детальной планировки города и его районов.

Центр города расположен на высоком живописном берегу Томи. Он представляет собой систему площадей и бульваров с тремя зонами: административной, торговой, культурно-зрелищной. Главная улица выходит к реке, завершаясь набережной. К центру примыкают здания высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, техникумов. Широкий бульвар ведет от центра к парку культуры и отдыха. С 1960-х гг. ведется трех-, пятиэтажная застройка.

В южной части города на речке Искитим сооружена плотина и устроено водохранилище. Другая зона отдыха — на правом берегу Томи в сосновом бору.

В состав города вошли два небольших поселка: Усть-Искитим и кирпичного завода. Жилое строительство развивается на левом берегу Томи. Естественными границами города являются на востоке и юго-востоке река Томь и ее приток Искитим. С севера, запада и юга естественных границ в развитии города нет. Территорию города на две неравные части рассекает Транссибирская магистраль, отделяя от центральной части северо-западный район железнодорожной станции Юрга-1 с пристанционным поселком.

С 1953 г. Юрга является городом областного подчинения, центром Юргинского района Кемеровской области. В 1970 г. в нем проживало 62 тыс. человек. По генеральному плану население города должно составить 250 тыс. человек. Юрга — город транспортников. Многие его предприятия обслуживают железную дорогу, по которой осуществляется интенсивная перевозка грузов, и в первую очередь каменного угля. На базе переработки природного газа с использованием полупродуктов и сырья, поступающего из горно-добывающих районов Кузбасса, создан Юргинский химический комплекс. Здесь прошла трасса газопровода, позволившая снабдить предприятия и жилые кварталы дешевым энергетическим топливом. Из малых предприятий имеется кирпичный завод и рыбохолодильник.

В районе ведутся посевы зерновых (главным образом пшеницы), развивается животноводство.

Герб Юрги

Герб ЮргиВ лазуревом пятиугольном щите золотой кристалл, испускающий золотые же лучи, покоится на червленом неоконченном мурованном подножии. Окружен справа золотым колосом, слева золотой же полушестерней с червленым названием города.

Утвержден исполнительным комитетом Юргинского городского Совета народных депутатов 15 марта 1978 г., № 84.

Автор герба художник Виталий Николаевич Курцев.