Первые сведения о поселениях на месте Юрги относятся к концу XVII в., когда на торговых путях по р. Томь и Казацкому тракту, ведущему из Томска в Кузнецк, возникло небольшое русское поселение Усть-Искитим.
В конце XIX в. при проведении Транссибирской железнодорожной магистрали была построена станция Юрга. Город начал возводиться в 1940 г. вместе со строительством машиностроительного завода. В 1942 г. пристанционный поселок был преобразован в рабочий поселок, а в 1943 г.— город.
Юрга находится у места слияния Сибирской магистрали и кузбасской железной дороги. Это северные ворота Кузнецкого угольного бассейна., через которые поезда идут на Новосибирск и далее через Урал в Европу через станцию Юрга-Кольчугинская, а в обратном направлении — через Юргу на Топки и далее на юг в города Кузбасса.
Юрга относится к городам, имеющим благоприятные планировочные условия для размещения крупных промышленных комплексов. Поэтому, в отличие от других городов Кемеровской области (возникавших из рабочих поселков при шахтах и рудниках), Юрга застраивалась по проектам. Первая проектная схема была составлена Ленинградским отделением Госстройпроекта в 1940 г. В 1947 г. составлена схема генерального плана города, а в 1955 г. сам генеральный план. Строительство города регулировалось этими документами и проектами детальной планировки города и его районов.
Центр города расположен на высоком живописном берегу Томи. Он представляет собой систему площадей и бульваров с тремя зонами: административной, торговой, культурно-зрелищной. Главная улица выходит к реке, завершаясь набережной. К центру примыкают здания высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, техникумов. Широкий бульвар ведет от центра к парку культуры и отдыха. С 1960-х гг. ведется трех-, пятиэтажная застройка.
В южной части города на речке Искитим сооружена плотина и устроено водохранилище. Другая зона отдыха — на правом берегу Томи в сосновом бору.
В состав города вошли два небольших поселка: Усть-Искитим и кирпичного завода. Жилое строительство развивается на левом берегу Томи. Естественными границами города являются на востоке и юго-востоке река Томь и ее приток Искитим. С севера, запада и юга естественных границ в развитии города нет. Территорию города на две неравные части рассекает Транссибирская магистраль, отделяя от центральной части северо-западный район железнодорожной станции Юрга-1 с пристанционным поселком.
С 1953 г. Юрга является городом областного подчинения, центром Юргинского района Кемеровской области. В 1970 г. в нем проживало 62 тыс. человек. По генеральному плану население города должно составить 250 тыс. человек. Юрга — город транспортников. Многие его предприятия обслуживают железную дорогу, по которой осуществляется интенсивная перевозка грузов, и в первую очередь каменного угля. На базе переработки природного газа с использованием полупродуктов и сырья, поступающего из горно-добывающих районов Кузбасса, создан Юргинский химический комплекс. Здесь прошла трасса газопровода, позволившая снабдить предприятия и жилые кварталы дешевым энергетическим топливом. Из малых предприятий имеется кирпичный завод и рыбохолодильник.
В районе ведутся посевы зерновых (главным образом пшеницы), развивается животноводство.
Герб Юрги
В лазуревом пятиугольном щите золотой кристалл, испускающий золотые же лучи, покоится на червленом неоконченном мурованном подножии. Окружен справа золотым колосом, слева золотой же полушестерней с червленым названием города.
Утвержден исполнительным комитетом Юргинского городского Совета народных депутатов 15 марта 1978 г., № 84.
Автор герба художник Виталий Николаевич Курцев.