Как поселение славян Белгород известен с 1237 г., однако нынешний город возник в 1593 г. и непосредственной преемственности между ними нет. Новопоставленная на отлогом берегу р.Северный Донец крепость дала название линии укреплений, известной как Белгородская засечная черта, получившая окончательное завершение во второй четверти XVII в. В это время было построено три десятка городов на южных границах Российского государства, заселявшихся так называемыми приборными людьми. Возникла грандиозная укрепленная линия от р.Ворскла через Белгород и Воронеж до Тамбова и далее на восток. Столичным и иногородним людям запрещено было приобретать в этих уездах земли, развитие крепостничества здесь приостановлено на несколько десятилетий.
В 1719 г. Белгород стал провинциальным городом Киевской губернии, с 1727 г.— центром Белгородской губернии, после упразднения которой в 1779 г. получил статус уездного города Курского наместничества (затем — губернии). С 1954 г. город становится центром Белгородской области.
В середине XIX в. Белгород — типичный уездный город, каких немало было в южнорусских губерниях. Население — 12 тыс. человек. Почти 2000 домов, 200 лавок, семинария, два духовных и два светских училища, аптека, больница, богадельня, присутственные места. Отличался он, однако, созданным на пожертвованные почетным гражданином Чумачевым 100 тыс. рублей общественным банком, проценты от дохода которого шли на содержание благотворительных заведений.
В городе насчитывалось 32 завода, из которых особой известностью пользовались свечевосковые за белизну и крепость их изделий. Для многих горожан средством пропитания служили ломание мела (его добывали до 70 тыс. пудов) из высокой меловой горы, где частично располагались городские строения, изготовление колес и повозок, выращивание бахчевых и садовых культур. Значительной была и торговля, городской баланс которой оценивался в 400 тыс. рублей.
В 1869 г. через территорию города пролегла железная дорога Курск — Белгород — Харьков, что способствовало его экономическому развитию. Затем строится железная дорога Белгород — Сумы. Город стал крупным транспортным узлом путей из Центра на Украину, Кавказ, в Крым. В настоящее время ведущее место в экономике города занимает промышленность строительных материалов (заводы железобетонных изделий, цементный, комбинат стройматериалов и асбоцементных изделий, трубы и шифер которого идут на многие стройки России, мелоизвестковый, крупнопанельного домостроения и кирпичный заводы). Получило развитие машиностроение и химическая промышленность, где важнейшим стал витаминный завод и завод лимонной кислоты на основе отходов свеклосахарного производства. Построен крупный консервный комбинат (более 30 млн. банок в год), молочный завод, ТЭЦ.
Послевоенный Белгород имеет новую планировку, почти все его кварталы образуют прямоугольники, вытянутые с севера на юг. Город (промышленные предприятия и жилые кварталы) практически выстроен заново после разрушений, нанесенных Великой Отечественной войной, когда в районе Белгорода проходили ожесточенные сражения июля-августа 1943 г., известные как битва на Курской дуге. Здесь погиб генерал армии И.Р.Апанасенко, памятник которому установлен в Белгороде.
Белгород стал центром научно-исследовательских и проектных работ по освоению Курской магнитной аномалии, так как в Белгородской области находится основная ее часть, состоящая из трех железорудных районов — Белгородского, Новооскольского и Старооскольского.
Герб Белгорода
В серебряном щите малый центральный лазуре-вый щиток с парящим орлом и лежащим в зеленой оконечности золотым львом. Щиток обрамлен дубовыми ветвями, перевитыми гвардейской лентой. Вокруг них — полушестерня, рассеченная лазурью и червленью, продолженная золотыми колосьями. Щиток увенчан золотой юродской короной о трех зубцах.
Утвержден Белгородским городским Советом 20 мая 1970г.
Автор герба А.А.Гребенюк.