Входе Великой Сибирской экспедиции 1735 — 1738 гг. на картах Харитона Лаптева и Федора Минина появилось Игаркино (или Игарское) зимовье, что стоит на Енисее в 725 км от его устья. Долгое время сюда никто не подселялся. С обитателями единственного здесь дома беседовал Ф.Нансен в 1913 г.
История Игарки начинается с 1928 г., когда совет труда и обороны принял решение о строительстве порта для погрузочно-разгрузочных работ между морскими и речными судами и создании лесопромышленного предприятия. Место для порта определили П.Ф.Очередысо и С.И.Смирнов, которые в 1927 г. на пароходе «Тобол» обследовали Игарскую протоку и провели измерения глу- бин. Результат превзошли все ожидания. В протоку шириной 500 м и длиной 10 км могли заходить морские суда любого типа. Цепь Самоедских и Медвежьих островов надежно отгораживала будущий порт от стремительного течения Енисея, а также преграждала путь северным арктическим ветрам, надежно укрывала от ледохода и штормовой волны.
Уже в следующем, 1928 г., когда порта еще не было, сюда зашли три иностранных судна и были загружены лесом. Весть об удобном месте порта быстро распространилась по всему миру. И хотя многие за рубежом сомневались в возможности создания постоянно функционирующего порта за Полярным кругом, с каждым годом все больше и больше иностранных судов загружались лесом в Игарской протоке.
Строительство велось быстрыми темпами. 13 июня 1929 г. с парохода «Туруханск» сошли первые 100 строителей. Через неделю прибыла новая партия рабочих. В ноябре заработала первая пилорама, и в тундре раздался первый заводской гудок. Летом 1930 г. был выстроен рабочий поселок. На Портовой улице (затем улица Смидовича) открыли здравпункт и интерклуб. Вначале грузы отправляли только на иностранных судах, а потом и на отечественных. В 1930 г. в Игарку пришли 27 пароходов Карской экспедиции.
В 1931 г. в Игарке проживало уже 12 тыс. жителей. Постановлением ВЦИК он был преобразован в город и создан Игарский район.
Игарка приобрела значение крупного пункта для выхода сибирского леса на внешний рынок Северным морским путем. Ее называют воротами в океан.
В 1932 г. полным ходом работали три лесопильных завода (в 1934 г. оснащенных лесовозами), завод строительных деталей, графитная и обогатительная фабрики, гавань для приема сплавляемого леса и речная пристань, связывающая Игарку с Красноярском, до которого чуть ближе, чем до устья,— 673 км.
Кроме того, что Игарка речной и морской порт с лесоперевалочным комбинатом, она примечательна созданным здесь многоотраслевым хозяйством, где с довоенных лет занимались животноводством, овощеводством и зерно-водством. Опорный пункт северного земледелия Всесоюзного института растениеводства в условиях вечной мерзлоты, в 80 км за Полярным кругом разрабатывал методы земледелия, занимался выведением ячменя, овса и овощей, что явилось основой развития сельского хозяйства в других городах и поселках Севера.
Рабочих рук не хватало всегда. Но когда началась война, на фронт было отправлено 2750 человек. В фонд обороны жители Игарки собрали более 3 млн. рублей, в том числе на строительство танковой колонны и авиаэскадрильи.
В 1959 г. население Игарки составило более 14 тыс. человек, работающих на предприятиях лесной и рыбной промышленности, в портах и совхозе. Игарский полярный авиаотряд прокладывал первые трассы в Арктику, на Таймыр, в Эвенкию. Здесь были открыты лесотехникум и педучилище для подготовки национальных кадров. Имеется музей.
Герб Игарки
В зеленом щите на лазуревой оконечности с пятью серебряными льдинами: 3 и 2 — плывущий пароход черного цвета с серебряной надстройкой, сопровождаемый вверху золотым стилизованным срезом бревна и тремя серебряными лезвиями пил. В вершине щита голубой волнистый пояс с названием города.
Утвержден исполнительным комитетом Игарского городского Совета, народных депутатов 10 августа 1977 г., № 178.